Рейтинг крупнейших производителей оружия СИПРИ касается данных за 2011 год. Составители замечают, что в рейтинге не представлены китайские компании, которые, возможно, могли бы иметь неплохое представительство, но по ним нет достаточной информации. Именно Китай, по мнению экспертов, представляет собой сейчас сильного конкурента на рынке малобюджетных стран.
Производители вооружений и сервисные компании предприняли шаги по защите себя от запретительных мер властей
Что же до остальных, то предсказуемо лидируют в рейтинге компании из США и Западной Европы. В рейтинг попали 44 компании из Соединенных Штатов и 30 фирм из Западной Европы. Доля продаж американских компаний составляет 60% от общего объема продаж всех компаний, попавших в список. Доля западноевропейских производителей равняется 29%.
На первом месте уже третий раз оказывается крупнейший американский оружейный концерн Lockheed Martin. Общие продажи оружия компанией превысили 36 млрд долларов. Это на полмиллиарда больше, чем годом ранее.
На втором месте американская компания Boeing с продажами в размере 31,8 млрд долларов. На третьем – представитель Великобритании компания BAE Systems, которая продала оружия на 29 млрд долларов.
В первой десятке всего три компании, которые не представляют США. Помимо BAE Systems это EADS, которой владеют несколько европейских государств, и итальянская Finmeccanica, сотрясаемая коррупционными скандалами. Они занимают 7-е и 8-е места соответственно.
От России в рейтинге оказалось 8 компаний. «Объединенная авиастроительная корпорация» заняла 18-е место с продажами на уровне 4,4 млрд долларов. Компании удалось подняться на три позиции по сравнению с предыдущим рейтингом. На 22-м месте расположился концерн «Алмаз-Антей», продажи которого составили 3,7 млрд долларов. Он, наоборот, опустился с 20-го места в предыдущем списке.
Концерн «Сухой» расположился на 38-м месте, «Вертолеты России» – на 40-м, «Объединенная двигателестроительная корпорация» – на 61-м, «Уралвагонзавод им. Дзержинского» – на 64-м, «Иркут» – на 68-м, «Радиотехнические и Информационные Системы» – на 69-м.
Надо отметить, что данный показатель для российских компаний можно назвать не слишком удачным. В предыдущем рейтинге от России присутствовало 11 компаний, а еще раньше – 9 компаний.
СИПРИ отмечает, что общий объем продаж 100 крупнейших в мире производителей оружия и услуг уменьшился на 5% по сравнению с 2010 годом и составил 410 млрд долларов. По мнению специалистов института, свою роль тут сыграла ситуация в районах конфликтов, например, сокращение активности в Ираке и Афганистане, а также санкции на поставки оружия в Ливию, передает РИА «Новости».
«Производители вооружений и сервисные компании предприняли шаги по защите себя от запретительных мер властей», – отмечает промышленный эксперт СИПРИ доктор Сюзан Джексон. По ее словам, компании пользуются стратегиями, которые учитывают изменения и которые могут позволить им оставаться конкурентоспособными.
Среди мер, на которые идут многие военно-промышленные компании, эксперты СИПРИ называют сокращения персонала и производства, а также некоторую переориентацию на смежные рынки. Ряд компаний в целях получения доступа к новым источникам доходов пошли на создание зарубежных филиалов в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Азии.
В СИПРИ замечают, что производители оружия активно осваивают относительно новый рынок – рынок обеспечения кибербезопасности. Это можно назвать очевидным трендом, который отражает растущую политическую и финансовую важность цифровой безопасности в качестве национальной задачи. Такие компании, как Raytheon, BAE System и EADS, активно фокусируются на защите программного обеспечения и сетей, тестировании, тренинге, консалтинговых услугах и операционной поддержке на этом рынке.
По данным за 2012 год, Россия продала оружия за рубеж на 15,16 млрд долларов. По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Александра Фомина, российским оружейникам удалось перевыполнить план на 11%. Для сравнения: в 2011 году экспорт составил 13,2 млрд долларов.
Портфель заказов на продукцию военного назначения российского производства также продолжает расти и в настоящее время составляет более 46 млрд долларов, рассказал Фомин. «За последние 10 лет мы отмечаем рост экспорта в целом, с 2003 года – в три раза. И рост портфеля заказов (продукции военного назначения) – тоже примерно в три раза», – цитирует его ИТАР-ТАСС. В настоящее время российские вооружения и военная техника поставляются в 88 стран мира, из которых 57 – регулярные покупатели. Крупнейшим покупателем российской военной продукции остается Индия.
В целом по объемам военного экспорта Россия по-прежнему занимает второе место в мире после США. Данные за 2012 год США пока не обнародовали. По оценке Центра анализа мировой торговли оружием, первая пятерка мировых лидеров экспорта вооружения выглядит так. На первом месте США, которые экспортировали оружия на 30 млрд долларов. На втором месте Россия с объемом экспорта в 15 млрд долларов. Далее с большим отрывом идут Франция (около 6 млрд долларов), Германия (около 5 млрд долларов) и Великобритания (3,9 млрд долларов).
Растущий портфель заказов позволяет рассчитывать на то, что Россия никому не уступит второе место в мире по экспорту вооружений в ближайшие пять–восемь лет, считает директор ЦАМТО Игорь Коротченко.
«Однако Россия будет сталкиваться с ужесточающейся конкуренцией со стороны Китая на рынке малобюджетных стран. Это Африка, Латинская Америка, Ближний Восток и АТР. Китай конкурирует с нами на тех рынках, которые мы исторически считали своими, и в наших ценовых нишах. Прежде всего именно китайский фактор будет затруднять наше движение вперед на мировом рынке вооружения», – говорит о тенденции эксперт.