Греция, Албания и Италия накануне подписали межправительственное соглашение о строительстве Трансадриатического газопровода. Эта магистраль должна будет доставлять газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Европу.
Подтверждаются наши оценки, что США подняли вопрос о том, чтобы наши энергетические связи с Россией не укреплялись
Трансадриатический газопровод – прямой конкурент газопровода «Южный поток». Именно это обстоятельство возмутило леворадикальную партию СИРИЗА, которая входит в парламентскую оппозицию в Грецию. Она подвергла правительство страны жесткой критике, обвинив его в заигрывании с США, которые активно выступают против энергетического сотрудничества Афин и Москвы, сообщает РИА «Новости».
СИРИЗА подчеркивает, что правительство не сообщило избирателям о том, как подписание соглашения скажется на других энергетических проектах, включая совместный с Россией газопровод «Южный поток» и трубопровод Турция – Греция – Италия (ITGI). Особенно оппозицию привел в негодование тот факт, что на церемонии подписания соглашения присутствовал второй заместитель госсекретаря США Эрик Рубин.
По мнению оппозиционеров, это уже не первый раз, когда США пытаются вмешаться в энергетический диалог России и Греции. В частности, Вашингтон с большим подозрением наблюдает за процессом приватизации двух крупных газовых предприятий Греции: DEPA и ее «дочки» DESFA. На них претендуют российские Газпром и группа «Синтез», а также Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР), совместное предприятие Mytilineos и Motor Oil – греческая M2M, а также греческая энергетическая компания GEK Terna.
Проблема в том, что только российские претенденты готовы заплатить за активы сумму, которая бы устроила греческое правительство. Газпром, к примеру, предложил за греческую газовую компанию DEPA 1,9 млрд евро. Что касается группы «Синтез», то, как сообщают греческие СМИ со ссылкой на исполнительного директора компании Андрея Королева, она готова предложить за активы 1–2 млрд евро. Плюс инвестиции в размере 5 млрд евро в развитие газовой инфраструктуры.
Греция сейчас находится под большим давлением со стороны европейских кредиторов. Но с другой стороны, ЕС и США предупредили власти Греции о нежелательности открытия рынка страны российским компаниям. Государственная нефтяная компания Азербайджана тоже готова потягаться за приватизируемые активы и настроена, по выражению вице-президента предприятия Эльшада Насирова, «решительно». Но перебить предложение Газпрома вряд ли кому-то удастся.
«Присутствие на сегодняшнем подписании (представителей) США, а также недавнее вмешательство в конкурс DEPA/DESFA показывают, что США играют определяющую роль в поступках нынешнего трехпартийного правительства. Подтверждаются наши оценки, что США подняли вопрос о том, чтобы наши энергетические связи с Россией не укреплялись», – считает греческая оппозиция. Правда, СИРИЗА вообще выступает против приватизации.
МИД Греции отреагировал на критику оппозиции, заявив, что страна сможет за счет нового газопровода получить инвестиции в 1,5 млрд долларов и создать тысячи рабочих мест. «Мы надеемся, что поверхностный подход комиссии СИРИЗА по энергетике не будет дорого стоить нашей стране», – говорится в заявлении МИДа.
Тем не менее еще в декабре прошлого года посол Греции в России Михаил Спинеллис заявлял, что Греция по-прежнему заинтересована в участии в «Южном потоке». Соглашение между греческим и российским правительствами о строительстве газопровода через территорию Греции подписано в 2008 году. Кстати, тогда же было учреждено совместное предприятие South Stream Greece S.A., в котором по 50% было у Газпрома и DESFA. Но затем сотрудничество по этой линии прервалось.
«Это соглашение ни одна из сторон не отменила. Греция поддерживает любые проекты, ведущие к дифференциации источников обеспечения Европы, и поэтому проявила интерес к участию в проекте строительства газопровода «Южный поток», – говорил тогда посол.
Страсти, которые нагнетаются вокруг подписания Грецией соглашения по Трансадриатическому газопроводу, возможно, не имеют достаточных оснований. «США как не получают никакой экономической выгоды от сотрудничества Греции с Россией, так и не получат в случае, если Греция откажется от этого сотрудничества, – полагает аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович. – С другой стороны, строительство Трансадриатического газопровода, в то время как Газпром начал строительство «Южного потока», выгодно и Греции, и другим европейским потребителям, так как позволит им диверсифицировать поставки природного газа».
А вот для Газпрома DEPA действительно станет важным приобретением, если оно, конечно, состоится. «Газпром уже давно проявляет настойчивый интерес к приобретению сетевых и распределительных компаний в Европе, поскольку это позволило бы ему приблизиться к непосредственным покупателям газа. А для розничных потребителей стоимость зачастую превышает оптовые цены на десятки процентов, а иногда и более чем в два раза», – пояснил газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.