Как говорится в сообщении группы «Онэксим», сумма сделки по покупке 21,75% Уралкалия у фонда Керимова Suleyman Kerimov Foundation по соглашению сторон не разглашается.
Рынок калийных удобрений в перспективе будет развиваться по позитивному сценарию
«Приобретение акций ОАО «Уралкалий» – это долгосрочная инвестиция. Мы убеждены, что рынок калийных удобрений в перспективе будет развиваться по позитивному сценарию и что ОАО «Уралкалий», как ведущий мировой производитель и ключевой игрок этого рынка, обладает значительным потенциалом роста стоимости. Группа «Онэксим», в свою очередь, также имеет богатый опыт управления крупными промышленными предприятиями и создания акционерной стоимости в публичных компаниях», – приводятся слова генерального директора «Онэксима» Дмитрия Разумова.
Это сообщение вызвало рост котировок компании на фондовом рынке. На Московской бирже акции компании к 12.24 мск подорожали на 3,3%, передает «Интерфакс». До объявления о сделке рыночная цена пакета Сулеймана Керимова составляла 3,5 млрд долларов, передает Bloomberg.
По данным Reuters, доля Керимова и его партнеров стоила 8 млрд долларов перед тем, как распалось сотрудничество. До сделки с Прохоровым структура владения Уралкалия выглядела так: фонд Suleyman Kerimov Foundation – 21,75% акций, Анатолий Скуров – 4,8%, Филарет Гальчев – 7% акций, CIC – 12,5% акций и еще 53,95% в свободном обращении.
Последнее время активно муссируется вопрос о возможной смене владельцев Уралкалия. После разрыва отношений между Уралкалием и Беларуськалием, когда российская компания заявила о прекращении продажи продукции через совместную с белорусами трейдинговую компанию БКК, на которую приходилось более 40% мирового рынка калийных удобрений, белорусская сторона повела себя очень жестко.
В середине августа в Белоруссии был арестован гендиректор Уралкалия Владислав Баумгертнер. Он прибыл в Минск по приглашению местных властей. Белорусские сыщики также возбудили дело в отношении держателя основного пакета акций Уралкалия Сулеймана Керимова. Как и Баумгертнера, Керимова обвинили в «организации злоупотребления властью или полномочиями». Белоруссия даже объявила Керимова в международный розыск по каналам Интерпола.
Впоследствии президент Белоруссии Александр Лукашенко в крайне нелицеприятных выражениях высказывался в сторону Сулеймана Керимова. «И, похоже, эти биржевые махинаторы (руководство Уралкалия) хотели решить проблемы за счет Беларуськалия, прихватив белорусское предприятие, повысить капитализацию своих активов и разом решить все проблемы, – заявлял Лукашенко на прошлой неделе. – У них же самих все рухнуло: и котировки акций, и прибыль».
Он добавил, что ему предлагали приличные взятки, чтобы купить Беларуськалий за полцены. «Мы очень жестко поступили в этой ситуации и отказались», – сказал президент Белоруссии. Тогда, по его словам, «они взяли и обвалили рынок». «Я говорю о главном хозяине Уралкалия», – подчеркнул Лукашенко.
Еще до этого газета «Коммерсант» сообщала, что выход Сулеймана Керимова из капитала Уралкалия является условием, поставленным президентом Белоруссии Александром Лукашенко для освобождения Владислава Баумгертнера. Не исключено также и то, что Лукашенко готов возобновить сотрудничество с Уралкалием в случае смены владельца.
СМИ называли целый ряд претендентов на покупку Уралкалия. Это банкир Владимир Коган, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев, бизнесмен Аркадий Роттенберг, компания «Норильский никель», банк «Россия», а также возглавляемые Игорем Сечиным Роснефть и Роснефтегаз.
Изменение структуры владельцев Уралкалия не исключали сами российские власти, подчеркивая, что государство в приобретении актива не заинтересовано. «Это компания, которую может купить огромное количество российских и зарубежных инвесторов. Никто не рассматривал возможность консолидации актива государством. В том, чтобы российское государство брало на себя риски владения активом, нет смысла», – говорил вице-премьер России Игорь Шувалов.
Аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков не исключает, что после того как Прохоров заменит Керимова в структуре владения Уралкалием, возобновления сотрудничества с белорусской стороной не произойдет. «Взаимоотношение с белорусской стороной было приостановлено по инициативе Уралкалия, а не Лукашенко. Даже если мы не увидим в ближайшее время возобновления сотрудничества, Уралкалий достаточно неплохо будет чувствовать себя в сложившейся рыночной конъюнктуре как одна из лидирующих компаний по самым низким затратам в секторе. Компания успешно реализует свои планы, загружая мощности практически на полную, цены на калий прошли свое дно, так что их стратегия выглядит оправданно», – сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.