Twitter Inc. направила в Комиссию по ценным бумагам и биржам США заявку на первичное размещение акций на бирже, в которой впервые раскрыла информацию по нынешнему финансовому положению дел и планам на будущее.
Мы начали с простой идеи: делись тем, что ты делаешь, используя 140 символов за раз
Twitter сообщает, что в 2012 году выручка компании почти утроилась – до 316,9 млн долларов. В первой половине 2013 года Twitter получил 253,6 млн выручки, однако убыток фирмы составил 69,3 млн долларов. Это, в общем, то, чего и ожидали аналитики. «Было бы удивительно, если бы они были прибыльными», – цитирует аналитика Pivotal Research Group Брайана Визера Reuters. Аналитическая группа eMarketer ожидает, что общий доход Twitter в этом году составит 582,8 млн долларов, а в следующем – 950 млн долларов.
Компания, основанная в 2006 году, рассчитывает привлечь в ходе IPO 1 млрд долларов. В документах, направленных в комиссию, предполагается общая капитализация компании на уровне 12,8 млрд долларов. Эта сумма складывается из того, что компания определяет справедливую стоимость своих акций в 20,62 доллара за штуку, а их количество будет равняться 620 млн штук, сообщает Bloomberg со ссылкой на свои источники.
Если Twitter будет оценен рынком в 12,8 млрд долларов, то эта оценка превысит прибыль компании за последние 12 месяцев в 28,6 раза. Когда Facebook* выходила на IPO, ее соответствующий показатель равнялся 26, а LinkedIn – 14,5.
Twitter сообщил, что более 87% выручки получает от рекламных объявлений, отметив неопределенность на волатильном и высококонкурентном рынке интернет-рекламы. Сервис, ограничивающий объем одной записи 140 символами, также сообщил, что большая часть выручки приходит с рынка мобильной рекламы, за который активно бьются конкуренты.
За второй квартал, закончившийся в июне, 65% рекламной прибыли Twitter сгенерировал через мобильные устройства. Для сравнения: Facebook за второй квартал получила 41% прибыли через сектор мобильных устройств. Более трех четвертей всей месячной аудитории Twitter для захода на сайт используют именно мобильные устройства.
«Мы начали с простой идеи: делись тем, что ты делаешь, используя 140 символов за раз. Наша миссия заключается в том, чтобы Twitter дал каждому возможность создавать идеи и делиться ими и информацией немедленно без всяких барьеров. Наш бизнес и прибыль будут всегда подчинены этой миссии с тем, чтобы улучшить свободное мировое общение», – говорится в письме Twitter к потенциальным покупателям акций. «Наша платформа уникальна в своей простоте», – цитирует письмо Twitter Financial Times.
Компания предупредила о факторах риска ведения бизнеса на 32 страницах. Опять же, для сравнения: Facebook перед IPO в прошлом году ограничилась 22 страницами, посвященными этому вопросу. Среди факторов – зависимость Twitter от американских рекламодателей, даже при том, что более трех четвертей активных пользователей находятся в США. Компания также посчитала факторами риска конкуренцию за рекламу, молодость компании и даже землетрясения. Также компания предупредила, что рост прибыли в будущем может замедлиться.
Одним из главных беспокойств является расширение месячной аудитории. В июне она насчитывала 218 млн пользователей, что на 44% больше, чем годом ранее. Но это меньше, чем прирост на 78%, зафиксированный в прошлом году. В последнем квартале средняя прибыльность одного месячного пользователя составляла 64 цента. У Facebook эта сумма равняется 1,60 доллара.
Расширять свою аудиторию Twitter собирается за счет новых стран, в том числе России, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы ожидаем, что темпы прироста нашей пользовательской базы в будущем могут замедлиться на фоне общего увеличения аудитории. Например, сейчас большая часть аудитории Twitter приходится на интернет-пользователей из США. Но в будущем мы ожидаем роста количества пользователей на других рынках, таких как Аргентина, Франция, Япония, Россия, Саудовская Аравия и Южная Африка. В итоге в этих странах прирост аудитории будет выше, чем в США», – говорится в документах Twitter.
«Российская аудитория Twitter на конец 2-го квартала 2013 года, по моим оценкам, составила около 6 млн. Я оцениваю темпы роста примерно в 60–70% в годовом выражении. В будущем темпы роста могут возрасти до 90% год к году за счет взрывного роста рынков смартфонов и планшетов», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин.
При этом он ожидает, что IPO Twitter будет одним из самых доходных для принявших в нем участие инвесторов, а 12,8 млрд долларов – достаточно консервативная оценка для социальной сети. «Возможно, низкие оценки капитализации связаны с тем, что Twitter еще не приступил к активной монетизации. На мой взгляд, при начале активной монетизации и сохранении темпов прироста аудитории к 2015 году ежемесячная аудитория компании возрастет до 550 млн. Это позволяет говорить, с учетом коэффициентов Facebook при размещении в 2012 году, о капитализации в 60 млрд долларов», – говорит Тимур Нигматуллин.
В России Twitter весьма популярен у чиновников, политиков и депутатов. Причем можно сказать, что эту моду задал Дмитрий Медведев в бытность президентом РФ. Он завел учетные записи в микроблоге в 2010 году, когда аудитория Twitter в России составляла 183 тыс. человек. В прошлом году блог в сети Twitter завело правительство России. Аккаунты в Twitter есть у лидера ЛДПР Владимира Жириновского, вице-премьеров Аркадия Дворковича и Дмитрия Рогозина, губернатора Кировской области Никиты Белых, экс-министра финансов Алексея Кудрина, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, лидера КПРФ Геннадия Зюганова и других.
Twitter нередко оказывается в центре внимания из-за скандалов или просто курьезов. Например, экс-губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин в 2010 году выложил в своем микроблоге фотографию червяка на тарелке с салатом, который ему якобы подали в Кремле в ходе торжественного приема. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны управделами президента. Одним из недавних скандалов стала публикация трехкратной олимпийской чемпионки и депутата Госдумы Ирины Родниной в своем микроблоге фотоколлажа, на котором изображен американский президент Барак Обама, смотрящий с вожделением на банан. Это вызвало в интернете обвинения Родниной в нарушении этики.
В Великобритании в сентябре целый ряд общественных деятельниц, включая журналисток и законодательниц, получили оскорбления и угрозы, вплоть до угрозы изнасилования, подрыва и даже обезглавливания через Twitter. Разгорелся скандал, руководство сервиса было подвергнуто критике за бездействие, в результате чего в Twitter в конечном итоге была введена кнопка для жалоб, которой может воспользоваться любой, кто сочтет ту или иную запись в блоге оскорбительной.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ