Две трети россиян ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса, причем более половины из них признаются, что им просто нечего спасать – средств для этого нет. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».
Можно резко сократить расходы на месяц-два в ожидании второй волны, но жить так годами нельзя
Согласно опубликованным ранее данным опроса, 56% россиян ожидают осенью вторую волну кризиса. При этом в целом люди стали более спокойно относиться к возможным проявлениям экономической нестабильности. Так, 77% респондентов признались, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Половина из них мотивирует это отсутствием средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высокообеспеченных.
Третья часть тех, кто не готовится к кризису, объясняет это тем, что «еще рано что-либо предпринимать». Среди россиян со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы.
Так или иначе, готовятся к кризису лишь 23% респондентов. Основные способы антикризисной защиты – это сбережения, в том числе в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и «инвестиции» в дорогостоящие товары длительного пользования (5%). Покупка валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Запада и Уральского ФО, отмечают в «Ромире».
«Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами – граждане 25–35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья», – сказано в исследовании.
Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризиса станут явными и очевидными. Почти треть опрошенных – 32% – сказали, что и тогда не станут никаким образом противостоять кризису.
В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%, то есть каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять. При этом доля «отказников» в Южном ФО (44%) в два раза выше, чем на Урале и в Поволжье (по 22%).
Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, все же постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тысяч до 1 миллиона жителей так собираются поступить по 34% опрошенных.
Впрочем, опыт предыдущих кризисов показал, что подавляющему большинству потребителей сократить свои расходы не удается. И траты, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них, подчеркивают в «Ромире».
Каждый пятый (20%) начнет запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, и только 11% – среди высокообеспеченных. В городах с населением менее 100 тысяч жителей – 30%, передает РИА «Новости».
Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки, 7% попытаются купить иностранную валюту и еще 5% – купят дорогие товары длительного пользования, что может спровоцировать ажиотажный спрос на некоторые из них.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1,5 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех восьми федеральных округах.
«Паника происходит от неожиданности»
На прошлой неделе была дата – пятилетие с начала финансового кризиса, напоминает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
«Тогда, в 2007 году, это был ипотечный кризис и кризис ликвидности. Потом, в 2008-м, был финансовый, затем в 2009-м – экономический. Позднее – кризис суверенного долга. Сколько можно? Наибольшая паника происходит от неожиданности. Если постоянно жить в кризисе, то перестаешь удивляться и считаешь ситуацию нормальной, и даже сразу не сможешь определить, что изменилось в поведении», – говорит он.
По словам эксперта, люди делают все, что в их силах: где-то покупают продукты, где-то сберегают валюту. «С ходу сложно себе представить какие-то другие действия, которые при этом не помешали бы течению жизни, – отмечает Купцикевич. – Можно резко сократить расходы на месяц-два в ожидании второй волны, но жить так годами (а эту вторую волну ждут уже года два) нельзя».
Кризис 1998 года был резким для населения – мало кто что подозревал. После чего, пусть и медленно, но началось восстановление деловой активности. «То, что мы наблюдаем сейчас, – постоянная жизнь с проявлением кризисных явлений то в одной сфере, то в другой», – резюмирует аналитик.
Аналогичного мнения придерживается заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Е.Т. Гайдара Владимир Назаров.
«В 1998 году события происходили настолько быстро, что большинство людей даже не успели что-то предпринять. Девальвация рубля произошла стремительно. Стратегия поведения людей в кризисы 1998 и 2008 годов мало чем отличается, – рассказывает он. – И в том и другом случае люди старались покупать валюту. Некоторые пытались делать товарные запасы, как это было во время политического кризиса в начале 90-х годов, когда наблюдался большой товарный дефицит и гиперинфляция, после того как были отпущены цены. То есть те люди, которые смогли сделать товарные запасы, по сути, выиграли в условиях дефицита».
Эксперт напоминает, что в 2008 году у людей было время подготовиться к кризису. ЦБ проводил плавную девальвацию – было время закупить валюту. «Центробанк довольно долго держал курс рубля, и было понятно, что при стремительно падающих ценах на нефть рубль тоже должен упасть. При плавной девальвации ЦБ давал возможность запасаться валютой и банкам и населению, что, собственно, и было сделано», – продолжает Назаров.
По его словам, стратегия подготовки к кризису до настоящего времени не изменилась: часть респондентов также считают разумной покупку валюты.
«Думаю, что треть населения примет участие в скупке валюты в преддверии кризиса. Остальным мало что терять. Накоплений у населения мало. Если у кого-то и есть сбережения, то их хватит лишь на пять-шесть месяцев. А потому сильно переживать по поводу их возможной потери не стоит», – считает эксперт.
А вот для обладателей крупных сумм важна не столько подготовка к кризису, сколько диверсификация портфеля, поскольку будущее непредсказуемо, резюмирует Назаров.