Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на заседании в среду рекомендовал ратифицировать протокол о присоединении России к ВТО. Сделать это нужно до 23 июля, в противном случае России придется возобновлять переговоры об условиях присоединения, которые в этом случае могут ухудшиться.
Но если посмотреть с другой стороны, то фермер получит возможность покупать хорошую технику дешевле. Разве это плохо?
Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года и направлен на обеспечение полноценного членства России в ВТО.
Взятые обязательства
Документ содержит приложения – обязательства России по доступу на мировой рынок и особенности доступа на российский рынок для иностранных товаров и услуг. Данные условия вступления РФ в ВТО определились в результате долгих и порой трудных переговоров.
В числе обязательств РФ по доступу на рынок товаров – обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объемам поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям в сельском хозяйстве. В соглашении по тарифам зафиксированы начальный и конечный уровни ставок пошлин, уровень ежегодного снижения, а кроме того, переходный период, в течение которого должно произойти окончательное снижение пошлин, пояснил журналистам глава комитета по экономической политике Игорь Руденский.
Напомним, в ходе переговоров импортные пошлины были согласованы на докризисном уровне. В среднем снижение ставок импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом по всей номенклатуре составит 3,6%, по промышленным товарам – с 11,2% до 7,6%, по сельскохозяйственным товарам – с 18,6% до 14,6%. Однако, как отмечено в заключении профильного комитета, по ряду отраслей участники переговоров пошли на серьезные уступки зарубежным партнерам, ослабив тарифную защиту на 10–15%, что не отвечает интересам российских производителей.
«Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют два–три года, по наиболее чувствительным товарам – пять–семь лет», – цитирует Руденского «Интерфакс». Чувствительные отрасли, которые могут пострадать в результате присоединения к ВТО, давно известны: это автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность. Потому вопрос об их защите был для России принципиальным.
И после присоединения к ВТО Россия сможет применять режим тарифного квотирования при импорте говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки. Ставки ввозных пошлин за пределами квоты будут более высокими. Срок действия режима тарифных квот на свинину – до 31 декабря 2019 года, по другим видам срок не определен.
В отношении сельского хозяйства Россия добилась права на беспрецедентно большой объем субсидий. Так, в 2012 и 2013 годах максимальный ежегодный объем господдержки отрасли в денежном выражении предусмотрен на уровне 9 млрд долларов. Только к 2018 году он постепенно снизится до 4,4 млрд долларов.
В отношении экспортных пошлин Россия обязана либо снизить, либо вообще отменить их – в приложении зафиксирован максимальный уровень, превышать который запрещено.
По большинству экспортных товаров пошлина по истечении переходного периода (от нуля до пяти лет) будет нулевой. По отдельным товарам, таким как минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, шкуры, кожа, дерево, бумага, недрагоценные металлы, пошлина рассчитывается по формуле либо является специфической (по весу, объему). Пошлины на природный газ, нефть и нефтепродукты останутся прежними, то есть будут применяться в том же виде, как и сейчас.
В части обязательств по услугам Россия должна допустить на свой рынок иностранных поставщиков в 117 секторах, правда, полностью открыт доступ только в 15 (оптовая и розничная торговля, франчайзинговые услуги). В 39 секторах услуг (трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, добыча и переработка сырья, большинство медицинских услуг) Россия не связывает себя обязательствами: при необходимости (требование конкуренции, улучшение инвестиционного климата) они могут быть закрыты для иностранных компаний.
В отличие от большинства других стран, Россия отстояла право не пускать к себе филиалы иностранных банков. Помимо этого, был согласован десятилетний мораторий на открытие филиалов зарубежных страховых компаний, а также сохранение 50-процентной квоты иностранного участия в капитале российских банков и страховых компаний.
Вместе с тем Россия оставила за собой право предоставлять без ограничений субсидии и оказывать иную господдержку российским поставщикам услуг. Кроме того, может применяться внутреннее регулирование для обеспечения качества услуг. Речь, в частности, идет о лицензировании, квалификационных требованиях, аттестации и аккредитации.
Еще один немаловажный момент: сохранится государственное регулирование цен на отдельные товары и услуги для внутреннего рынка. Прежде всего, это цены на газ, необработанные алмазы, водку, водоснабжение, транспортировку газа, детское питание, медикаменты, общественный транспорт и железнодорожные перевозки.
Плюсы и минусы ВТО
После присоединения России к ВТО усилится конкуренция на финансовом рынке – в банковской сфере, сфере страховых услуг, прогнозирует Алексей Кичатов, генеральный директор City Express.
«Формально мировые финансовые институты: «Юникредит», «Райффайзен» и другие – работают в России и сейчас, но со вступлением страны в ВТО финансовая экспансия с Запада серьезно усилится, – говорит он. – Если лидерам российского банковского рынка, таким как Сбербанк и ВТБ, конкуренция особо не помешает, то небольшим банкам придется нелегко. Данный сектор со вступлением в ВТО открывается максимально широко».
Издержки, конечно, будут, и немалые, но, с другой стороны, условия ВТО могут послужить катализатором осуществления в стране реальных экономических реформ
В гораздо меньшей степени Россия «откроет миру» агропромышленный сектор, у которого есть время на то, чтобы приспособиться к условиям ВТО. «Хватит ли этого времени, зависит только от того, какая агропромышленная политика будет проводиться в стране», – отмечает Кичатов.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Антона Сафонова, благоприятным является тот факт, что доступ иностранным инвесторам полностью открыт не во все сектора, что позволит при необходимости поддерживать отечественные предприятия. Важно, по его словам, и то, что при импорте мяса будет сохраняться принцип квотирования, особенно в условиях курса на выход страны на самообеспечение такой продукцией.
В отношении автомобильной промышленности как одной из чувствительных отраслей вступление в ВТО несет определенные риски, связанные со снижением таможенных барьеров, прежде всего для подержанных автомобилей.
«Возможно, если ежемесячный мониторинг влияния импорта в чувствительных отраслях действительно будет проводиться, как обещают чиновники, государство сможет избежать невыгодного превращения российской транспортной отрасли в «свалку автохлама», – считает директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк.
По его словам, введение утилизационного сбора отчасти или полностью компенсирует снижение таможенных барьеров, прежде всего для иностранных подержанных автомобилей, а также для новых. Впрочем, российским компаниям-производителям надо повышать собственную операционную эффективность, а не уповать бесконечно на таможенные барьеры и оперативное принятие государством защитных мер, добавляет Шарапанюк.
Эксперты предлагают «не паниковать» из-за того, что некоторые отрасли российского экономики могут не пережить членства России в ВТО.
«Например, гражданское авиастроение в стране практически утеряно, и ВТО лишь ускорит данный процесс, который уже необратим. Переходный период вряд ли что-нибудь даст. Надо воспринимать это как данность и пытаться как-то интегрироваться в мировое авиастроение», – уверен Кичатов.
Это мнение разделяет исполнительный директор Института экономической политики имени Гайдара Сергей Приходько. «Допустим, больше всего опасаются легкопромышленники. Но если посмотреть на отрасль в целом, то она и сейчас не в самом лучшем состоянии. Кроме того, разве не влияет на российскую легкую промышленность поток нелегальной продукции из Китая, который и без вступления в ВТО всегда был?! Может быть, стоит усилить контроль на границе, а не пенять на вступление в ВТО?» – задается вопросом эксперт.
«Палка о двух концах»
Каждое взятое на себя Россией обязательство – палка о двух концах, считает Приходько.
«Возьмем сельское хозяйство. Производители сельхозтехники бьют тревогу, что со вступлением в ВТО наши предприятия не смогут конкурировать с иностранными производителями сельхозтехники. Но если посмотреть с другой стороны, то фермер получит возможность покупать хорошую технику дешевле. Разве это плохо?» – замечает эксперт.
Что касается субсидий сельскому хозяйству, то и тут вопрос спорный – выиграла Россия или нет.
«Мы уже и не помним, в каком году субсидии сельскому хозяйству превышали бы ту сумму, которая взята за ограничение. Последние годы и даже десятилетия наше сельское хозяйство получало существенно меньше 9 млрд долларов. Такая поддержка была в годы советской власти, – напоминает Приходько. – То есть цифру зафиксировали, но мы все равно не сможем столько субсидировать сельское хозяйство. Мы, конечно, имеем право, но столько денег не даем».
Издержки, конечно, будут, и немалые, но, с другой стороны, условия ВТО могут послужить катализатором осуществления в стране реальных экономических реформ
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, правила ВТО совсем не запрещают поддерживать сельское хозяйство, но только не напрямую. «Никто не запрещает поддерживать науку, медицину, образование, то есть сопутствующие отрасли, которые в какой-то степени формируют инфраструктуру села и позволяют людям не «бежать» из села. ВТО не приветствует, когда дают дотации напрямую фермеру. Есть вещи, которые поддерживают сельское хозяйство: инвестиции в транспортную инфраструктуру, модернизацию, закупку племенного скота, инвестиции в сельскохозяйственную науку. Это ВТО не запрещает», – рассказывает Приходько.
Не стоит, по его мнению, опасаться и обнуления экспортных пошлин.
«На самом деле до присоединения в ВТО обсуждался вопрос об отмене экспортных пошлин на нефть. Мы уже давно разрабатываем предложения по просьбе Минфина по замене экспортных пошлин. Не нужно думать, что ее отменят, ее заменят налогом на добычу полезных ископаемых, налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов», – отмечает Приходько.
Катализатор реформ
Впрочем, некоторые эксперты настроены совсем пессимистично. Ничего (из возможных льгот и преференций, как, например, тот же Китай) Россия добиться не смогла, уверен Александр Рыбаков, генеральный директор компании «Рябинников & Партнёры Финансовый Ассистент». «Сильней оказалось сырьевое лобби и банкиры – основные доноры избирательного процесса в отечестве. Даже «демократичная» Америка при вступлении в ВТО и то ввела защитные меры (например, повышенные в 15 раз амортизационные отчисления на компьютеры) для защиты своего рынка», – указывает он.
«Наши переговорщики и экономисты не сподобились придумать ничего лучше, чем те меры, что запрещены ВТО (таможенные и торговые барьеры). Тут мы отстаем и от китайцев, и от американцев. Сырьевое и банковское лобби оказалось сильнее здравого смысла и экономической мысли», – делает вывод эксперт.
Не все настолько плохо, уверяет в свою очередь Алексей Шарапанюк.
«Вступление в ВТО – логичный и правильный путь, в противном случае мы лишь будем продолжать искусственно поддерживать плотину, которая все равно рано или поздно прорвется и смоет российскую экономику», – подчеркивает он.
По словам Алексея Кичатова, сложно говорить о том, насколько Россия смогла добиться более-менее приемлемого результата для себя при вступлении в ВТО. «Издержки, конечно, будут, и немалые, но, с другой стороны, условия ВТО могут послужить катализатором осуществления в стране реальных экономических реформ, раз другие механизмы не действуют», – полагает он.
«В целом условия вполне приемлемы для России, – соглашается Антон Сафонов. – И сейчас крайне важно наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе инновационной, так как экспорт такой продукции станет значительно проще, что важно в условиях высокой зависимости экономики страны от нефтегазовых доходов».
«Я всегда говорил, что, когда мы проснемся членами ВТО, никто этого и не заметит», – добавляет Сергей Приходько.