Экономика

13 июля 2012, 17:24

В России ввели утилизационный сбор на автомобили

Фото: Reuters

С 1 августа каждое транспортное средство, импортируемое из-за рубежа и произведенное на территории России, будет облагаться утилизационным сбором, призванным компенсировать экологический ущерб и затраты на утилизацию старых машин. Впрочем, главная его цель – в другом.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Поправки внесены в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ, передает «Интерфакс».

Утилизационный сбор в первую очередь играет роль защитника отечественного производителя в условиях вступления в ВТО

С 1 августа предлагается платить утилизационный сбор за автомобиль как отечественного, так и иностранного производства. Закон не коснется личных автомобилей беженцев и поселенцев при их возвращении на родину, машин дипломатов и членов их семей, раритетных авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет.

Исключение должны составить и автомашины, которые ввозятся с территорий государств – членов Таможенного союза и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.

По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, паспорта транспортных средств будут выдаваться только на автомобили, в отношении которых уплачен утилизационный сбор или в отношении которых он не уплачивается.

Виды и категории автомашин, в отношении которых будет уплачиваться сбор, определит правительство РФ. Плательщиками выступят лица, которые ввозят автомобили в Россию, а также лица, которые производят автомобили непосредственно на территории страны. Иными словами, оплата утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров. А вот физические лица должны будут оплачивать сами сбор только в случаях ввоза своими силами собственной машины из-за границы.

Расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в дальнейшем будут утилизировать автомобили, компенсируют за счет средств федерального бюджета. Размер и порядок компенсации установит правительство. При этом закон не допускает взимание платы с собственников автомобилей при их передаче на утилизацию.

Сколько производители будут платить за утилизацию – отдано на откуп правительству. Согласно предварительной оценке Министерства промышленности и торговли и экономического развития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20–45 тысяч рублей, за грузовую – в зависимости от категории – от 150 тысяч рублей до 400 тысяч рублей. Причем в законе указывается, что сбор не надо платить в отношении автомобилей, которые произведены организациями, принявшими на себя обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами. То есть теми, у которых есть утилизационные мощности.

В сопроводительных документах к законопроекту подчеркивается, что утилизационный сбор необходим для защиты внутреннего производства от наплыва импортных автомобилей после снижения ввозных пошлин. Отметим, что ввозные пошлины снижаются в связи со вступлением нашей страны в ВТО.

«Утилизационный сбор в первую очередь играет роль защитника отечественного производителя в условиях вступления в ВТО. Так как импортная пошлина сразу же снизилась до 25% (с 30% до вступления) и будет снижаться еще на 10% в течение нескольких лет, то нашего производителя необходимо защищать», – комментирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

При этом утилизационный сбор не противоречит правилам ВТО, говорит заведующий лабораторией международной торговли научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики Е.Т. Гайдара Александр Кнобель.

«ВТО регулирует импортные тарифы и квоты. В этом нет ничего сложного – установить сроки снижения таможенных тарифов, что и делает ВТО. Однако с таким вещами, как сборы, технические регламенты, не все так однозначно и просто», – поясняет он. По словам эксперта, в каждой стране свои санитарные и экологические требования. К примеру, технические требования к автомобилям сильно различаются в США и Европе. Именно поэтому американским машинам довольно трудно выйти на европейский рынок.

«Что касается утилизационного сбора, который будет введен с 1 августа, то тут правила ВТО не запрещают это сделать. ВТО регламентирует только тарифы, а что касается технических требований, то это отдается на откуп отдельных государств, – рассказывает Кнобель. – Сейчас наступает такой период в международной торговле, когда все тарифы постепенно сводятся до нуля, а на первый план выступают как раз меры нетарифного или технического регулирования. Все страны сейчас стараются использовать на грани фола различные технические требования».

Эксперты склонны считать, что принятые изменения в законодательстве не отразятся на цене автомобилей.

«Закон, насколько мне известно, предусматривает сбор только для тех автопроизводителей, у которых нету своих мощностей по утилизации на территории РФ, то есть для иностранных, – указывает Андрей Шенк. – Такой закон обеспечит плавное снижение цен на ввозимые автомобили, потому как потребуется время для локализации утилизационных мощностей. Так что, скорее всего, поток не иссякнет и цены не поднимутся, разве что только на модели тех наших производителей, которые сами не имеют мощностей по утилизации».

Как подчеркивают в Минпромторге, утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль. Объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн автомобилей в год.

В этом смысле необходимость утилизационного сбора никто не отрицает, отмечает Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток». Самое неприятное для многих компаний, по его словам, – это чрезвычайная срочность принятия мер и неготовность государственных структур к их реализации.

«Поправки к закону были приняты несколько дней назад, а действовать они начнут уже с 1 августа. Но пока даже непонятно, какая структура будет взимать сборы, кто будет вносить сведения в ПТС, кто и на каких условиях будет допущен к исключению, прописанному п. 6 – «обязательству обеспечить последующее безопасное обращение с отходами», что дает право не уплачивать утилизационные сборы и так далее», – рассуждает эксперт.

В результате, заключает Шарапанюк, у некоторых производителей вообще нет полной уверенности, что они смогут поставлять на рынок транспортные средства после 31 июля. Безусловно, это не соответствует общепринятой мировой практике принятия подобных поправок, уверен он.

По мнению гендиректора «Совтрансавтоэкспедиции» Леонида Шляпиникова, к плюсам нововведения можно отнести продекларированный целевой характер создания современной и эффективной инфраструктуры для утилизации старой техники, которая уже не соответствует современным стандартам безопасности и нормам экологов. Ее в России много. В числе минусов он называет повышение стоимости обладания дорогостоящей подержанной специализированной техникой, которая пока не производится в России.

«Хотелось, чтобы изменения пошлин на ввозимую технику и введение утилизационных сборов осуществлялись вместе с развитием программ по поддержке транспортных предприятий, которые занимаются грузоперевозками. Именно этот сегмент экономики является одним из стратегически важных для любого современного государства», – говорит он.

Документ вступит в силу с 1 августа 2012 года. Сбор не будет уплачиваться в отношении тех автомобилей, на которые паспорта выданы до дня вступления в силу поправок.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

СМИ: Турция прекратила торговые связи с Израилем
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?