РЖД намерены утяжелить свой портфель зарубежных контрактов. Российский монополист планирует принять участие в проектах в ОАЭ, Кувейте, Саудовской Аравии, Кении и даже Турции.
Проекты в Персидском заливе
Во всем Персидском заливе есть планы развития инфраструктуры почти на триллион долларов: там собираются строить морские порты и новые аэропорты, объединить весь Персидский залив сетью железных дорог
Самым объемным проектом, в котором РЖД интересно принять участие, является строительство легкого метро в Кувейте. Проект оценивается в 3–4 млрд долларов.
«Самый большой проект в Кувейте – это строительство легкого метро. Тендер в отношении первой фазы строительства уже прошел. Мы в нем не участвовали. В этой части уже идет реализация проекта. Сейчас готовится тендер по второй фазе. Мы планируем участвовать», – рассказал гендиректор «Зарубежстройтехнологий» («дочка» РЖД, которая реализует зарубежные проекты) Юрий Николссон.
Кувейт, пояснил он, хочет построить метро, на котором можно будет проехать через всю страну. «В каждой стране существуют специализированные организации или структуры, занимающиеся проведением тендеров. Нам пришло письмо от подобной организации в Кувейте, с приглашением на участие в данном тендере», – сообщил Николссон.
Вместе с тем самые большие инфраструктурные проекты в Персидском заливе находятся в Саудовской Аравии, где уже объявлено о тендере. «До 20 июня надо подать письмо о желании участвовать. Такое письмо мы готовим. Также Бахрейн объявил о наличии ряда подобных инфраструктурных проектов», – рассказал Николссон.
«После того, как легкое метро построили в Дубае, практически все страны Персидского залива хотят сделать то же самое», – отметил Николссон, передает ПРАЙМ.
Помимо всего прочего, в Катаре уже полгода ведется проработка тендерных условий строительства легкого метро, и РЖД ждет приглашения.
Как оценил глава «Зарубежстройтехнологий», во всем Персидском заливе есть планы развития инфраструктуры почти на триллион долларов: там собираются строить морские порты и новые аэропорты, объединить весь Персидский залив сетью железных дорог.
«Опыта в строительстве легкого метро у РЖД, конечно, нет. Но, скорее всего, в таких проектах РЖД выступит как генподрядчик, используя технологии других компаний, нанимая их субподрядчиками. К примеру, РЖД очень тесно сотрудничает с Siemens, у которого есть проекты строительства вагонов легкого метро. Думаю, что даже на этапе участия в тендере РЖД уже договорились с какими-то компаниями, которые могли бы предоставить технологии», – комментирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Другим перспективным проектом для РЖД является строительство 700 км железных дорог в Объединенных Арабских Эмиратах (для передвижения поездов со скоростью 150–160 км/ч). Стоимость проекта может составить около 2 млрд долларов.
Речь идет о дороге от границы Саудовской Аравии до Дубая, и еще одна ветка уходит в горы, где планируется разработка карьеров. Проект предусматривает строительство ж/д инфраструктуры полностью.
По этому проекту РЖД уже прошли предквалификацию для участия в тендере. «Самые большие перспективы у нас есть в Персидском заливе. На сегодняшний день есть все основания полагать, что мы прошли предквалификацию на право реализации проекта в Объединенных Арабских Эмиратах. В ближайшие дни я вылетаю в Абу-Даби. Будет предтендерное собрание компаний, где будут озвучены условия и сроки проведения тендера», – рассказал Юрий Николсон.
Николссон отметил, что сроки строительства, заявленные заказчиком, достаточно жесткие – два года. «Уже в 2015 году должны ходить поезда, а в 2016 году должна быть построена вся инфраструктура Абу-Даби», – привел данные топ-менеджер.
Всего в проекте в Абу-Даби, по подсчетам Николссона, может быть задействовано 150–200 российских специалистов.
Выиграет ли РЖД этот тендер, станет известно лишь в конце лета – начале осени, когда будут подведены итоги конкурса.
Проекты в Африке и Турции
Также РЖД присматривается к Африке. Так, Кения планирует модернизировать 2 тысячи километров железных дорог, в Найроби планируется развивать пригородное пассажирское сообщение.
Топ-менеджер добавил, что очень большой проект в Кении стоимостью почти 20 млрд долларов – это строительство логистического хаба, порта Ламу и новых железнодорожных линий до границ Эфиопии и Южного Судана.
«Правительство Кении собирается построить мегапорт и от него провести железные дороги во всех географических направлениях. В основном речь идет о грузовых перевозках», – уточнил Николссон.
#{intervieweco}«Один из проектов – это пригородное сообщение большого Найроби, обсуждается также поставка подвижного состава. Там надо всю железную сеть переделывать. Две тысячи километров железных дорог. Там до сих пор в эксплуатации техника, которую англичане поставляли во время колониализма. Пока мы говорили о сумме порядка 450 миллионов долларов», – сказал гендиректор ЗСТ.
Помимо всего прочего, в планах РЖД – проект в Турции. Так, сейчас прорабатывается вопрос строительства коридора от Стамбула до Грузии, через Азербайджан, Грузию, Иран.
В Ливии сорвалось
Отметим, что у «Зарубежстройтехнологий» не так много зарубежных проектов, тем более реализованных. Так, в Иране завершается проект по электрификации 56 км ж/д линии Тебриз – Азаршахр. Сейчас ведутся переговоры об участии в реализации других инфраструктурных проектов на территории этой страны, в частности, электрификации 190 км путей. Стоимость проекта – порядка 9 млн евро.
Весьма крупный проект сорвался из-за революции в Ливии. Причем РЖД немало потеряли на нем. Речь идет о строительстве новой железной дороги Сирт – Бенгази протяженностью 554 км. Контракт объемом 2,2 млрд евро был заключен в 2008 году.
РЖД оценили потери от срыва проекта по строительству железной дороги Сирт – Бенгази в 15,6 млрд руб. По этому проекту были проведены все изыскательные и предпроектные работы, и в 2010 году планировалось приступить к строительству. На момент начала беспорядков у РЖД оставались в Ливии основные средства в размере 6,4 млрд рублей, запасы объемом 1 млрд рублей.
В подвешенном состоянии находится проект строительства новой железной дороги Решт – Астара (Иран) – Астарa (Азербайджан), которая должна связать Иран и Азербайджан. Железнодорожная линия Решт – Астара является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута МТК «Север-Юг», соединяющего Иран с Европой. В целях реализации проекта будет создано совместное российско-ирано-азербайджанское предприятие, которое должно было вести финансирование проекта, а также управлять построенной железнодорожной линией.
В настоящее время ведутся трехсторонние переговоры по вопросам реализации проекта, говорится на сайте ОАО «Зарубежстройтехнология».
Неудачно сложились у РЖД отношения с Алжиром. В 2008 году РЖД были объявлены победителем тендера на реализацию проекта «Обустройство пригородного железнодорожного сообщения города Алжира». Цена контракта – 810 млн евро. Контракт предполагал строительство железнодорожных путей протяженностью около 95 км, в том числе строительство железнодорожной ветки до международного аэропорта Алжира, включающей тоннель протяженностью 1,7 км.
Несколько лет российский монополист вел с Алжиром переговоры, которые так ни к чему и не привели. В середине 2011 года Алжир уведомил РЖД об аннулировании результатов тендера.
«Выиграть тендеры в Иране для РЖД было просто. Эта страна так или иначе находится в политической изоляции со стороны Запада. Поэтому Иран довольно охотно приглашает наши компании. Выиграть РЖД тендеры в ОАЭ, Кувейте или Кении без политической помощи будет сложно, даже если очень сильно продавить цену. Как правило, в крупных проектах очень часто генподрядчиками выступают компании из дружественных стран, поскольку это минимизирует политические риски», – комментирует Андрей Рожков.
Вместе с тем конкуренцию РЖД в розыгрыше тендеров могут составить европейские и азиатские компании, такие как австрийская компания Strabag, итальянская Astaldi, Hyundai Engineering and Construction, The China Railway Construction Corporation, Shanghai Tunnel Engineering. «Однако объем работ в странах Персидского залива исчисляется триллионами, поэтому есть шанс, что какой-то тендер выиграют РЖД, которые давно вынашивают планы насчет выхода на внешние рынки. Работы хватит всем», – подытожил Рожков.