Руководители национального парка «Русская Арктика» намерены создать на российских арктических островах не менее четырех визит-центров, где туристы могли бы останавливаться на несколько дней, – три визит-центра на Земле Франца-Иосифа и один на Новой Земле. Сейчас туристов высаживают на берега с морского судна или яхты только на пару часов для осмотра исторических и природных достопримечательностей. Об этом сообщил в среду директор нацпарка Роман Ершов.
Самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей
По его словам, организация туризма на территории национального парка является одной из основных задач руководства особо охраняемой природной территории, передает «Интерфакс».
«Мы обязательно согласуем маршруты движения, места высадок. Сейчас планируем развивать инфраструктуру, которая будет способна принимать группы туристов, развивать сеть так называемых экологических маршрутов, включающих обустройство смотровых площадок, разработку научных рекомендаций по способам высадок, оптимальному количеству людей», – отметил директор нацпарка.
Парк «Русская Арктика» был создан в апреле 2011 года с целью выполнения российской стороной международных обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии.
Первые шаги
«Первые турпоходы на эти территории начались в 70-е годы, в основном это были лыжники. Морские же круизы стали ходить на Землю Франца-Иосифа только с 1991 года. В 1996 году на Земле Франца-Иосифа был образован федеральный заказник. Чуть больше года назад был создан парк «Русская Арктика», под управление которого был передан федеральный заказник Земля Франца-Иосифа и национальный парк, который находится на Новой Земле», – рассказывает газете ВЗГЛЯД историю арктического туризма ведущий специалист нацпарка Сергей Широкий.
Гостевые домики норвежского отеля на Шпицбергене (фото: ИТАР-ТАСС) |
Исторически так получилось, что ни в советское время, ни в современной России развитием арктического туризма никто не занимался, в отличие, например, от той же Канады (Аляска) и Норвегии (Шпицберген). «Раньше на Земле Франца-Иосифа были только полярные станции, которые занимались метеорологическими наблюдениями, измерением параметров погоды и научными исследованиями, а также объекты оборонного значения», – замечает Виктор Кузнецов.
Теперь перед нацпарком «Русская Арктика» стоит в том числе задача развития познавательного и экотуризма. Пока массового потока туристов на архипелаг нет. Шпицберген посещает несколько десятков тысяч туристов в туристический сезон, тогда как российскую Арктику – меньше тысячи, рассказывает газете ВЗГЛЯД заместитель директора нацпарка Виктор Кузнецов.
Так, в 2010 году в высоких широтах было порядка 400–500 туристов, в прошлогодний туристический сезон – 865 туристов. Причем прошедший сезон стал рекордным по числу посетителей, в том числе благодаря появлению новых для Арктики туроператоров из США и Австралии. В 2012 году ожидается порядка 1 тыс. туристов на архипелаг, рассказал «Интерфаксу» Роман Ершов. Причем 90% туристов от общего турпотока на Крайний Север – это иностранцы, добавил он.
Для увеличения турпотока нацпарк начал привлекать новых туроператоров, а также старается популяризировать туризм в российскую Арктику через выставки и конференции, замечает Сергей Широкий. Готовится также пятилетний план развития национального парка, где будут обозначены туристические задачи.
Проблемы развития массового туризма
Туризм в российской Арктике фактически начал развиваться только в прошлом году, когда у архипелага появился управленец. Инфраструктуры на арктических островах никакой нет. С объектами природного и культурного наследия сейчас туристы знакомятся в местах организованных высадок на берег на несколько часов. С борта ледокола на берег туристов доставляют ледокольный вертолет или специальные резиновые лодки (зодиаки). Все остальное время туристы проводят на борту судна.
Однако вскоре появятся четыре опорных пункта, в состав которых будут входить визит-центры, смотровые площадки с обогревом, туристические тропы, специальные транспортные средства, закрытые помещения для отдыха туристов, обещают в нацпарке. Кроме того, парк «Русская Арктика» разрабатывает сейчас новые маршруты экстремального туризма по территории парка. «К примеру, несколько лет назад мурманско-норвежская группа туристов устроила дайвинг у берегов Арктики, там у нас тоже очень красиво», – говорит Сергей Широкий.
#{image=559218}Но самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия, объясняет Сергей Широкий.
При этом в стоимость круиза не включаются затраты туриста на авиаперелеты до места отправления судна. Архангельск является не самым удобным местом для отправки туристов на архипелаг, так как удлиняет морское путешествие на один день. Мурманск считается более удобным местом, однако самой удобной точкой отправки туристов на российский архипелаг является Шпицберген, рассказывает Широкий.
Дороговизна морских туров в Арктику объясняется высокой стоимостью фрахта судов для туроператоров. Посетить парк «Русской Арктики» на Земле Франца-Иосифа и северной оконечности Новой Земли сейчас можно только по морю. За сезон 2011 года в российскую Арктику направились 11 туристических круизов и 7 судов трех стран – России, США и Австралии. Впервые заповедные арктические острова архипелага посетили три российские яхты. До 2011 года яхтенный туризм к берегам российской Арктики не практиковался. К тому же из-за погодных условий туристы могут посещать архипелаг только в летний период – с июня по сентябрь.
Ледоколы не только дороги для туристических целей, но еще и дефицитны. Осенью замдиректора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота Андрей Смирнов рассказывал, если транзитный грузопоток будет и дальше быстро расти, то для туристов просто не окажется лишних ледоколов для путешествий в Арктику. По его словам, туристические рейсы окупаются только в том случае, если их совершается как минимум два-три за сезон, один рейс отправлять уже невыгодно. Широкий также отмечает проблему с морскими судами, которые расписаны между туроператорами на несколько лет вперед. Отсутствие судов для туризма мешает нацпарку самому организовывать туры в Арктику, которые, возможно, оказались бы более дешевыми, добавил он.
Туристы у берегов Шпицбергена (фото: ИТАР-ТАСС) |
Однако национальный парк, как говорит его директор Роман Ершов, намерен найти более дешевые способы доставки туристов на архипелаг, чем ледоколы. Какие именно, он не говорит, но более дешевым и быстрым способом добраться до архипелага может стать доставка туристов на вертолете или небольших самолетах.
К тому же в связи с освоением арктического шельфа, богатого природными ресурсами, государство уже готово реанимировать аэродромную сеть в Арктике. В советское время аэродромы в Арктике активно использовались, но потом были просто заброшены.
В мае этого года командующий авиационным объединением Западного военного округа Игорь Макушев пообещал, что уже этим летом начнет эксплуатировать ряд аэродромов в Арктике – на Новой Земле, в Нарьян-Маре и на Крайнем Севере. В 2013 году, по его словам, начнет эксплуатироваться и аэродром Грин Бэлл на Земле Франца-Иосифа.
Шпицберген посещает несколько десятков тысяч туристов в туристический сезон, тогда как российскую Арктику – меньше тысячи
МЧС уже выделило 910 млн рублей на строительство 10 центров авиагрупп спасателей для Арктики. На аэродромах в Мурманске, Дудинке, Нарьян-Маре, Архангельске, Надыме, позже в Воркуте и Тикси разместятся 10 вертолетов Ми-8 или Ка-27, самолеты Ил-76 и Ан-74. А до 2013 года Конструкторское бюро имени Антонова сможет поставить на самолет Ан-74 специальные «лыжи», с помощью которых он сможет садиться на лед.
Нацпарк «Русская Арктика», финансируемый государством, хоть и ставит цели повышения турпотока, однако пока не спешит доводить его до десятков тысяч, как на Шпицбергене или Аляске. «Инфраструктура нужна не столько для развития туризма, сколько для проживания инспекторов и ученых. Они должны обеспечивать природоохрану, проводить научные исследования, и только третья функция нацпарка – проводить организованный туризм», – говорит Виктор Кузнецов.
«Может, нам и не нужен массовый турпоток. Для начала нам необходимо определить, сколько туристов наша территория может принять без вреда для себя. Это вопросы экологии и исследований», – говорит Сергей Широкий.
Архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане. Дом, в котором в 1912-1913 годах жил и работал полярный исследователь Владимир Русанов (фото: РИА "Новости") |
Между тем арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета, рассказывал РИА «Новости» замдиректора заповедника «Остров Врангеля» Никита Овсяников.
Впрочем, в этом и заключается главное отличие российской Арктики от Аляски или Шпицбергена. «На Шпицбергене есть аэропорт, живет местное население. То же самое и на Аляске. У нас нет местного населения. Аэропорт имеется, но он не способен принимать большие рейсы, и там фактически отсутствует инфраструктура, да она нам в общем и не нужна. В этом главный плюс российской Арктики – в отсутствии местного населения, инфраструктуры и труднодоступности островов», – говорит Сергей Широкий.
Уникальная Арктика
«Арктическая территория, которой мы сейчас управляем, обладает двумя видами уникальных объектов: это международные объекты, связанные с первооткрывателями Арктики, и природные объекты, которые сохранились в естественном состоянии, потому что здесь практически не было человеческой деятельности. Уникальные белые медведи, гренландские киты, атлантические моржи. Эти животные в других частях были объектами промысла, их уничтожали, а вот у нас они сохранились в естественной среде, в том числе благодаря тому, что этот район труднодоступен для промысловых судов», – говорит Виктор Кузнецов.
Среди природных объектов, которые привлекают туристов, – Оранские острова с крупными птичьими базарами и лежбищами моржей, залив Иностранцева с ледопадом, мыс Флора, где можно найти следы известных путешественников и исследователей. Внимание туристов привлекает также остров Чамп со знаменитыми песчаниковыми сферолитами. Это абсолютно круглые камни разных размеров – от помещающегося на ладони и до нескольких метров. Интересна также бухта Тихая, где находятся объекты истории советского освоения Арктики, а также богатейшая колония морских птиц архипелага на Рубини-рок.
«Развитие туризма должно строиться на научной основе. Для нас это определение рекреационной нагрузки, определение времени года, когда нельзя подходить к птичьим базарам, потому что там есть птенцы, определения различных расстояний – подхода к моржам, подхода к белым медведям и тому подобного», – считает Широкий.