Экономика

28 июня 2012, 08:14

Россия откроет в Арктике туристические центры

Фото: rus-arc.ru

В российской Арктике впервые появится туристическая инфраструктура. На Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле в ближайшие годы будут построены четыре визит-центра для туристов. Однако пока морское арктическое путешествие будет стоить 300–750 тыс. рублей, красоту российского архипелага смогут оценивать не больше тысячи туристов в год, преимущественно иностранных.

Руководители национального парка «Русская Арктика» намерены создать на российских арктических островах не менее четырех визит-центров, где туристы могли бы останавливаться на несколько дней, – три визит-центра на Земле Франца-Иосифа и один на Новой Земле. Сейчас туристов высаживают на берега с морского судна или яхты только на пару часов для осмотра исторических и природных достопримечательностей. Об этом сообщил в среду директор нацпарка Роман Ершов.

Самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей

По его словам, организация туризма на территории национального парка является одной из основных задач руководства особо охраняемой природной территории, передает «Интерфакс».

«Мы обязательно согласуем маршруты движения, места высадок. Сейчас планируем развивать инфраструктуру, которая будет способна принимать группы туристов, развивать сеть так называемых экологических маршрутов, включающих обустройство смотровых площадок, разработку научных рекомендаций по способам высадок, оптимальному количеству людей», – отметил директор нацпарка.

Парк «Русская Арктика» был создан в апреле 2011 года с целью выполнения российской стороной международных обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии.

Первые шаги

«Первые турпоходы на эти территории начались в 70-е годы, в основном это были лыжники. Морские же круизы стали ходить на Землю Франца-Иосифа только с 1991 года. В 1996 году на Земле Франца-Иосифа был образован федеральный заказник. Чуть больше года назад был создан парк «Русская Арктика», под управление которого был передан федеральный заказник Земля Франца-Иосифа и национальный парк, который находится на Новой Земле», – рассказывает газете ВЗГЛЯД историю арктического туризма ведущий специалист нацпарка Сергей Широкий.

Гостевые домики норвежского отеля на Шпицбергене (фото: ИТАР-ТАСС)

Исторически так получилось, что ни в советское время, ни в современной России развитием арктического туризма никто не занимался, в отличие, например, от той же Канады (Аляска) и Норвегии (Шпицберген). «Раньше на Земле Франца-Иосифа были только полярные станции, которые занимались метеорологическими наблюдениями, измерением параметров погоды и научными исследованиями, а также объекты оборонного значения», – замечает Виктор Кузнецов.

Теперь перед нацпарком «Русская Арктика» стоит в том числе задача развития познавательного и экотуризма. Пока массового потока туристов на архипелаг нет. Шпицберген посещает несколько десятков тысяч туристов в туристический сезон, тогда как российскую Арктику – меньше тысячи, рассказывает газете ВЗГЛЯД заместитель директора нацпарка Виктор Кузнецов.

Так, в 2010 году в высоких широтах было порядка 400–500 туристов, в прошлогодний туристический сезон – 865 туристов. Причем прошедший сезон стал рекордным по числу посетителей, в том числе благодаря появлению новых для Арктики туроператоров из США и Австралии. В 2012 году ожидается порядка 1 тыс. туристов на архипелаг, рассказал «Интерфаксу» Роман Ершов. Причем 90% туристов от общего турпотока на Крайний Север – это иностранцы, добавил он.

Для увеличения турпотока нацпарк начал привлекать новых туроператоров, а также старается популяризировать туризм в российскую Арктику через выставки и конференции, замечает Сергей Широкий. Готовится также пятилетний план развития национального парка, где будут обозначены туристические задачи.

Проблемы развития массового туризма

Туризм в российской Арктике фактически начал развиваться только в прошлом году, когда у архипелага появился управленец. Инфраструктуры на арктических островах никакой нет. С объектами природного и культурного наследия сейчас туристы знакомятся в местах организованных высадок на берег на несколько часов. С борта ледокола на берег туристов доставляют ледокольный вертолет или специальные резиновые лодки (зодиаки). Все остальное время туристы проводят на борту судна.

Однако вскоре появятся четыре опорных пункта, в состав которых будут входить визит-центры, смотровые площадки с обогревом, туристические тропы, специальные транспортные средства, закрытые помещения для отдыха туристов, обещают в нацпарке. Кроме того, парк «Русская Арктика» разрабатывает сейчас новые маршруты экстремального туризма по территории парка. «К примеру, несколько лет назад мурманско-норвежская группа туристов устроила дайвинг у берегов Арктики, там у нас тоже очень красиво»,  – говорит Сергей Широкий.

#{image=559218}Но самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия, объясняет Сергей Широкий.

При этом в стоимость круиза не включаются затраты туриста на авиаперелеты до места отправления судна. Архангельск является не самым удобным местом для отправки туристов на архипелаг, так как удлиняет морское путешествие на один день. Мурманск считается более удобным местом, однако самой удобной точкой отправки туристов на российский архипелаг является Шпицберген, рассказывает Широкий.

Дороговизна морских туров в Арктику объясняется высокой стоимостью фрахта судов для туроператоров. Посетить парк «Русской Арктики» на Земле Франца-Иосифа и северной оконечности Новой Земли сейчас можно только по морю. За сезон 2011 года в российскую Арктику направились 11 туристических круизов и 7 судов трех стран – России, США и Австралии. Впервые заповедные арктические острова архипелага посетили три российские яхты. До 2011 года яхтенный туризм к берегам российской Арктики не практиковался. К тому же из-за погодных условий туристы могут посещать архипелаг только в летний период – с июня по сентябрь.

Ледоколы не только дороги для туристических целей, но еще и дефицитны. Осенью замдиректора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота Андрей Смирнов рассказывал, если транзитный грузопоток будет и дальше быстро расти, то для туристов просто не окажется лишних ледоколов для путешествий в Арктику. По его словам, туристические рейсы окупаются только в том случае, если их совершается как минимум два-три за сезон, один рейс отправлять уже невыгодно. Широкий также отмечает проблему с морскими судами, которые расписаны между туроператорами на несколько лет вперед. Отсутствие судов для туризма мешает нацпарку самому организовывать туры в Арктику, которые, возможно, оказались бы более дешевыми, добавил он.

Туристы у берегов Шпицбергена (фото: ИТАР-ТАСС)

Однако национальный парк, как говорит его директор Роман Ершов, намерен найти более дешевые способы доставки туристов на архипелаг, чем ледоколы. Какие именно, он не говорит, но более дешевым и быстрым способом добраться до архипелага может стать доставка туристов на вертолете или небольших самолетах.

К тому же в связи с освоением арктического шельфа, богатого природными ресурсами, государство уже готово реанимировать аэродромную сеть в Арктике. В советское время аэродромы в Арктике активно использовались, но потом были просто заброшены.

В мае этого года командующий авиационным объединением Западного военного округа Игорь Макушев пообещал, что уже этим летом начнет эксплуатировать ряд аэродромов в Арктике – на Новой Земле, в Нарьян-Маре и на Крайнем Севере. В 2013 году, по его словам, начнет эксплуатироваться и аэродром Грин Бэлл на Земле Франца-Иосифа.

Шпицберген посещает несколько десятков тысяч туристов в туристический сезон, тогда как российскую Арктику – меньше тысячи

МЧС уже выделило 910 млн рублей на строительство 10 центров авиагрупп спасателей для Арктики. На аэродромах в Мурманске, Дудинке, Нарьян-Маре, Архангельске, Надыме, позже в Воркуте и Тикси разместятся 10 вертолетов Ми-8 или Ка-27, самолеты Ил-76 и Ан-74. А до 2013 года Конструкторское бюро имени Антонова сможет поставить на самолет Ан-74 специальные «лыжи», с помощью которых он сможет садиться на лед.

Нацпарк «Русская Арктика», финансируемый государством, хоть и ставит цели повышения турпотока, однако пока не спешит доводить его до десятков тысяч, как на Шпицбергене или Аляске. «Инфраструктура нужна не столько для развития туризма, сколько для проживания инспекторов и ученых. Они должны обеспечивать природоохрану, проводить научные исследования, и только третья функция нацпарка – проводить организованный туризм», – говорит Виктор Кузнецов.

«Может, нам и не нужен массовый турпоток. Для начала нам необходимо определить, сколько туристов наша территория может принять без вреда для себя. Это вопросы экологии и исследований», – говорит Сергей Широкий.

Архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане. Дом, в котором в 1912-1913 годах жил и работал полярный исследователь Владимир Русанов (фото: РИА "Новости")

Между тем арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета, рассказывал РИА «Новости» замдиректора заповедника «Остров Врангеля» Никита Овсяников.

Впрочем, в этом и заключается главное отличие российской Арктики от Аляски или Шпицбергена. «На Шпицбергене есть аэропорт, живет местное население. То же самое и на Аляске. У нас нет местного населения. Аэропорт имеется, но он не способен принимать большие рейсы, и там фактически отсутствует инфраструктура, да она нам в общем и не нужна. В этом главный плюс российской Арктики – в отсутствии местного населения, инфраструктуры и труднодоступности островов», – говорит Сергей Широкий.

Уникальная Арктика

«Арктическая территория, которой мы сейчас управляем, обладает двумя видами уникальных объектов: это международные объекты, связанные с первооткрывателями Арктики, и природные объекты, которые сохранились в естественном состоянии, потому что здесь практически не было человеческой деятельности. Уникальные белые медведи, гренландские киты, атлантические моржи. Эти животные в других частях были объектами промысла, их уничтожали, а вот у нас они сохранились в естественной среде, в том числе благодаря тому, что этот район труднодоступен для промысловых судов», – говорит Виктор Кузнецов.

Среди природных объектов, которые привлекают туристов, – Оранские острова с крупными птичьими базарами и лежбищами моржей, залив Иностранцева с ледопадом, мыс Флора, где можно найти следы известных путешественников и исследователей. Внимание туристов привлекает также остров Чамп со знаменитыми песчаниковыми сферолитами. Это абсолютно круглые камни разных размеров – от помещающегося на ладони и до нескольких метров. Интересна также бухта Тихая, где находятся объекты истории советского освоения Арктики, а также богатейшая колония морских птиц архипелага на Рубини-рок.

«Развитие туризма должно строиться на научной основе. Для нас это определение рекреационной нагрузки, определение времени года, когда нельзя подходить к птичьим базарам, потому что там есть птенцы, определения различных расстояний – подхода к моржам, подхода к белым медведям и тому подобного», – считает Широкий.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили группу ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов