Президент Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, рассказал, как Россия намерена противостоять надвигающемуся кризису.
Нам необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет с запасом прочности
Российская экономика, по словам президента, до сих пор не диверсифицирована, она содержит большую долю неконкурентоспособных производств, а кроме того, опасно высока планка ненефтегазового дефицита. «Такая экономика очень уязвима, и поэтому нам необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет с запасом прочности», – убежден Владимир Путин, передает ИТАР-ТАСС.
Поэтому вскоре в России будет принято новое бюджетное правило, отменяющее привязку уровня бюджетных расходов к цене на нефть, а «сверхдоходы будут направляться на пополнение фондов», заявил президент.
Путин уверил, что правительство имеет достаточный арсенал для борьбы с кризисом, но кризис может быть иным по длительности и характеру. Поэтому особый приоритет отдается макроэкономической стабильности.
Минфиновский вариант
Бюджетные правила в России действовали и до кризиса, однако в непростое время их заморозили. Но сейчас правительство решило вернуться к правилу. Антон Силуанов в кулуарах форума рассказал, что правительство согласовало минфиновский вариант бюджетного правила. Оно предполагает ограничение на использование нефтегазовых доходов в зависимости от средней цены на нефть на определенный период. «Правительство будет учитывать 10-летний период для формирования цены на нефть, но не сразу, а постепенно, начиная с пяти лет и каждый год добавляя по году», – цитирует министра «Интерфакс».
Сейчас базовая цена на нефть, исходя из которой строятся расходные статьи бюджета, является прогнозной. Теперь по бюджетному правилу базовая цена на нефть в бюджете будет рассчитываться на основе объективных данных средней цены сначала за пять предыдущих лет, потом постепенно переходим на 10 лет, поясняет газете ВЗГЛЯД эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Елена Лебединская.
«Получается, что мы планируем предел расходов при этой базовой цене плюс 1% долгового финансирования. Вне зависимости от колебаний цены на нефть бюджетные расходы планируются, исходя из исторических данных за несколько лет (а не прогнозных, как сейчас)», – поясняет Елена Лебединская.
Бюджетное правило указывает, что делать, если цена на нефть отклонилась от записанной в бюджете. «Сейчас у нас нет никаких правил. Мы в ручном режиме решаем, что нам делать, например, с дополнительными доходами от высокой цены на нефть – сберечь или больше тратить. Теперь по правилу если цена на нефть окажется ниже прописанной в бюджете, тогда мы воспользуемся резервами предыдущих лет для обеспечения расходных обязательств. Если цена на нефть окажется выше бюджетной цены, тогда будем сберегать доходы», – поясняет Елена Лебединская.
«Суть нового правила в том, чтобы сглаживать колебания цен на нефть, чтобы эти колебания не сказывались на величине расходов, чтобы мы не стали расходовать слишком много, потому что цена на нефть сильно повысилась, или, наоборот, чтобы не пришлось сокращать расходы, потому что цена на нефть сильно упала и нет резервов», – резюмирует эксперт.
Формально бюджетное правило вводится уже сейчас, но фактически в полном объеме оно заработает только с 2015 года, а до 2014 года будет действовать переходный период, который не позволит сокращать объем расходных обязательств.
Переходный период необходим для выполнения всех бюджетных обязательств. «Мы же не будем отказываться от расходов уже принятого бюджета, нам нужно обеспечить стабильность контрактов, которые уже подписаны, поэтому такой переходный период в бюджетном правиле предусмотрен», – подчеркнул он.
В переходный период, если цена на нефть в соответствии с бюджетным правилом будет ниже заложенной в бюджете, то не будут использоваться условно распределенные расходы, пояснил Силуанов.
«Бюджет на 2012–2014 годы включает в себя две части расходов. Первая – это обязательства, которые уже утверждены, и они будут выполнены вне зависимости от колебаний цен на нефть. Вторая часть – это расходы, которые не распределены. Это условная сумма, которая закладывается на случай появления новых программ. Если возникнет ситуация, когда нам не будет хватать денег, то это нераспределенная часть расходов может быть сокращена, так как по ней нет никаких обязательств», – поясняет Елена Лебединская.
На 2013 и 2014 годы цена сохраняется на уровне, заложенном в бюджете на эти годы сейчас: 97 долларов за баррель и 101 доллар за баррель в следующие годы. В 2015 году расходы будут формироваться при цене на нефть 94 доллара за баррель.
России надо провести бюджетный маневр, считает Силуанов. По его словам, в России (в отличие от многих развитых стран) нет проблем с госдолгом, однако есть проблемы «с огромной зависимостью от нефти и газа». «Эта зависимость резко возросла после кризиса, и сегодня у нас существенный ненефтегазовый дефицит, поэтому у нас стоит та же самая проблема – осуществлять более эффективное управление теми ресурсами, которые сегодня перераспределяются через бюджет», – подчеркнул министр финансов.
«Мы договорились, что задачи в образовании, здравоохранении, реформа бюджетного сектора должны осуществляться не за счет дополнительных бюджетных вливаний, а за счет более эффективного использования ресурсов, которые есть, поэтому наш маневр и должен заключаться в том, чтобы более правильно, рационально распоряжаться тем бюджетным ресурсом, который сегодня существует», – рассказал Силуанов.
Россия советует
Приняв собственное бюджетное правило, Россия в ходе саммита G20 в Лос-Кабосе (Мексика) рекомендовала другим странам «группы двадцати» выработать аналогичные решения, которые бы ограничивали расходы бюджетов стран, рассказал Силуанов.
Россия считает, что надо на глобальном уровне разработать механизмы, позволяющие не допустить кризисов, подобных охватившему еврозону, заявил Владимир Путин. Он призвал лидеров других стран к «реалистичным решениям и действиям, способным завоевать доверие». Среди таких шагов он назвал сбалансированную бюджетную политику, контроль над госдолгом, соблюдение финансовой дисциплины.
«Надо уметь говорить правду и брать на себя ответственность. Безудержные финансовые спекуляции и популизм политиков одинаково опасны. Пузыри и пустышки не должны иметь места ни в политике, ни в экономике», – считает президент России.
#{intervieweco}Со своей стороны Россия, несмотря на проблемы в еврозоне, продолжает держать значительную часть международных резервов в европейской валюте. «Мы не предпринимаем каких-либо односторонних шагов, которые могут осложнить и без того трудное положение единой европейской валюты», – заявил Путин.
По его мнению, от действий лидеров еврозоны в значительной степени зависит благополучие всего мира. Поэтому Россия будет поддерживать европейских партнеров. По его словам, пришло время, когда «двадцатка» должна взять на себя в полной мере «бремя эффективного лидерства».
По словам главы государства, глобальный характер мировой экономики, «когда все зависят друг от друга, предполагает сегодня и глобальный характер ответственности». Это касается, заметил президент, и тех стран, которые «распоряжаются печатным станком», и тех государств, которые являются основными держателями золотовалютных резервов, и обладающих самыми емкими национальными рынками.
Накануне стало известно, что страны G20 договорились предоставить допресурсы Международному валютному фонду на основе двухсторонних кредитных соглашений в целом на 430 млрд долларов. В том числе Россия заявила о намерении предоставить МВФ 10 млрд долларов на возвратной основе. Ставки по кредитам будут рыночные. В свою очередь МВФ будет предоставлять эти ресурсы странам, оказавшимся в сложном положении, также в форме кредитов по ставкам с определенной маржей, рассказал замминистра финансов РФ Сергей Сторчак.
Нет частным монополиям
Россия не стремится к построению госкапитализма, но приватизация не должна привести к появлению частных монополий, уверил Путин. «Мы знаем, что без здоровой конкуренции рыночная экономика проявляет не меньшую склонность к загниванию, чем командно-административная система», – подчеркнул президент.
«Мы, безусловно, будем приветствовать участие в приватизационных сделках наших зарубежных партнеров, но это должны быть серьезные стратегические инвесторы», – заявил президент. С такими инвесторами в Россию должны прийти современные технологии, опыт организации производства и крупные экспортные заказы.
При этом Путин отметил удвоение числа инвесторов за шесть месяцев, которые выразили намерение увеличить вложения в Россию. По его словам, по данным на октябрь прошлого года, порядка 25% из 150 компаний и инвестиционных фондов сообщили о намерении увеличить инвестиции в Россию. «А в апреле 2012 года уже 48%, то есть увеличение почти в два раза», – сказал президент. Россия приветствует зарубежные инвестиции.
Однако Путин выразил сожаление, что за рубежом к российским инвесторам не всегда относятся как к партнерам. «К сожалению, возникают ситуации, когда перед российскими компаниями, которые готовы инвестировать средства в зарубежные активы, возникает стена, взаимовыгодные сделки срываются, причем по откровенно надуманным основаниям, не имеющим никакого отношения к экономике», – заявил Владимир Путин.
«Мы просто хотим равного подхода: чтобы российские инвесторы могли свободно приобретать зарубежные активы в рамках честных конкурентных преимуществ, конкурентных процедур, пользуясь своими конкурентными преимуществами», – подчеркнул президент. «Считаю, что свободное движение инвестиций между странами наряду со свободной торговлей может стать катализатором экономического роста даже на фоне текущих сложностей в мировой экономике», – заявил он.
В 2014 году Россия может присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассказал Путин.
Коррупция и пенсии
Российский президент также затронул тему коррупции. По его словам, она представляет даже большую угрозу для России, чем низкие цены на нефть. «Коррупция – самая большая угроза развитию России. Риски здесь значительно серьезнее, чем даже колебания цен на нефть», – считает Владимир Путин.
По его словам, «люди, бизнес устали от повседневной бытовой коррупции, от поборов в государственных органах, в судах, правоохранительной системе, госкомпаниях».
«Эту проблему не так просто решить, но делать вид, что ее не существует, тоже невозможно. Нужно говорить, искать и принимать решение», – подчеркнул президент РФ.
Что касается пенсионных накоплений, то к 2015 году они могут составить более 4 трлн рублей, или порядка 120 млрд долларов. «Часть этих накоплений предполагается инвестировать в долгосрочные надежные облигации для финансирования инфраструктурных проектов», – рассказал Путин. При этом «будет гарантирована не только безусловная сохранность пенсионных накоплений, но важно также обеспечить доходность такого размещения». «Над этим, безусловно, тоже будем думать и принимать эти решения только при гарантировании двух этих составляющих», – сказал президент.
Он подчеркнул, что «инфраструктурные проекты никуда не денутся, они будут работать в стране».