Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) зафиксировала резкий рост импорта обуви в Россию из Казахстана – в 263 раза в 2011 году – первом квартале 2012 года. Об этом заявил во вторник министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, сообщает «Интерфакс».
Если в начале 2000-х годов мы производили 30 млн пар обуви, то сейчас – более 100 млн пар обуви
«Анализируется причина. Может, там инвестпроект какой-то», – отметил он.
В то же время одной из возможных причин роста импорта продукции легкой промышленности и, в частности, обуви ранее называлось увеличение поставок из Китая. Всего за 2011 год – первый квартал 2012 года в Россию было ввезено обуви на 50 млн долларов.
«Есть проблемы – и с присутствием (пограничников стран – партнеров Казахстана на его внешних границах – прим.), и с обменом информацией (между таможенными службами трех государств – прим.)», – сообщил министр по торговле ЕЭК. Он уточнил, что связанные с этим вопросы возникают не только в Казахстане, но и в России и в Белоруссии.
Выяснить, собственного ли производства обувь поставляет Казахстан в Россию в таких масштабах, газете ВЗГЛЯД помогла генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич.
ВЗГЛЯД: ЕЭК фиксирует наплыв обуви из Казахстана в Россию. Вас не смущает это? Способна ли обувная промышленность Казахстана нарастить экспорт такими темпами?
Александра Андрунакиевич: У Казахстана нет своей обувной промышленности. Это все поставляется из Китая. Казахстан сам производит всего лишь где-то 1 млн пар обуви. Это результат открытых границ и ввоза нелегальной обуви.
ВЗГЛЯД: Много ли это или мало – 50 млн долларов для обувного рынка России?
А.А.: Всего у нас завозят почти на 2,5 млрд долларов, поэтому в процентном соотношении 50 млн долларов – это всего лишь 2%.
ВЗГЛЯД: Будет ли усилено давление на российских обувщиков с вступлением страны в ВТО?
А.А.: Безусловно, будет. Особенно пострадают производители детской обуви, которые только-только начали восстанавливаться. С вступлением в ВТО квоты будут снижены – с 1 евро за пару до 0,23 евро за пару. Это нас расстраивает, поскольку российские производители были достаточно сильны в детской обуви.
Детскую обувь мы поставляем даже за рубеж. Она пользуется очень хорошей репутацией с точки зрения экологичности и комфорта. Ввоз детской обуви из Китая – это подрыв российских обувных фабрик, которые в последнее время очень хорошо перевооружились, имеют хорошую технику.
ВЗГЛЯД: Какую обувь преимущественно поставляет Китай?
А.А.: Идет тенденция роста ввоза синтетической обуви. Основная масса – 70% импорта – это синтетическая обувь. Причем в последнее время наблюдается резкое сокращение импорта кожаной обуви.
ВЗГЛЯД: С вступлением России в ВТО и снижением квот должны же снизиться цены на обувь. Такое ожидается?
А.А.: Цены на обувь в России будут только расти дальше. Приведу простой пример. В 2005 году пошлины снизились в два раза. Мы проводили мониторинг, в результате выяснили, что цены повысились на 12%. Никогда пошлины не снижали цены на потребительском рынке.
Более того, многие российские производители будут вынуждены уйти с рынка. Они не смогут противодействовать монополизму импортеров, поскольку предприятия не могут в таких условиях работать. Средняя стоимость пары китайской обуви – 10–11 долларов. Она не менялась на протяжении 20 лет. У российских производителей очень высокие затраты на электроэнергию и отопление, поэтому себестоимость пары обуви у российских производителей составляет 700 рублей. Мы физически не можем уложиться в 300 рублей.
Все это приведет к тому, что обувные предприятия будут закрываться. Не альтруисты же одни там работают?! Это в какой-то степени подстегнет безработицу. На малых и средних обувных предприятиях работают порядка 100 тысяч служащих. Плюс еще 300 тысяч рабочих, которые задействованы на смежных предприятиях. В совокупности получается, что без работы могут остаться порядка 400 тысяч человек.
ВЗГЛЯД: Каково состояние российской обувной промышленности?
А.А.: В целом неплохо работают российские обувные предприятия, создающие собственные торговые сети. Если в начале 2000-х годов мы производили 30 млн пар обуви, то сейчас – более 100 млн пар обуви. Сильная сторона – детская обувь, как я уже сказала. Есть неплохая мужская обувь. Но по женской обуви мы отстаем, особенно по высококаблучной. Здесь мы и не пытаемся догонять кого-то.
ВЗГЛЯД: Каков общий объем рынка?
А.А.: Общий рынок – 500 млн пар обуви. То есть всего лишь на 20% мы покрываем потребности россиян в обуви.
ВЗГЛЯД: Какова доля китайской обуви на российском рынке?
А.А.: Поставки из Белоруссии составляют 3,5%, из Европы – 3,5%, 10–20% – российской обуви, все остальное – Китай. По ценовой конкуренции мы не можем опередить Китай. Невозможно конкурировать, когда к нам завозят обувь по 11 долларов. Неравная конкуренция создает предпосылки для снижения активности российских предприятий и ухода их с рынка.