После того как состоялись основные назначения в правительстве и администрации Кремля, отсутствие в этом списке Игоря Сечина стало для многих сюрпризом. При премьерстве Владимира Путина Сечин курировал топливно-энергетической комплекс в роли вице-премьера. Теперь этим будет заниматься бывший помощник президента Аркадий Дворкович, которого назначили на такую же должность.
Сечин не экономист и не нефтяник, в отличие от бывшего президента Роснефти Сергея Богданчикова или того же Худайнатова. Он не тот, кто больше знает, а тот, кто имеет больше возможностей для лоббирования
Впрочем, утром во вторник пресс-секретарь Путина и замглавы администрации Кремля Дмитрий Песков поспешил успокоить. «У него не может не быть роли», – заявил Песков, отвечая на вопрос о будущем Сечина, который является старым другом Владимира Путина.
К вечеру стало известно, что Сечин из чиновника переходит в разряд управленца крупнейшей нефтяной компании – Роснефти, интересы которой он активно лоббировал будучи вице-премьером. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что подписал директиву совету директоров Роснефти об избрании Игоря Сечина главой правления этой компании.
«Я только что подписал директиву совету директоров АО «Роснефть», чтобы вы заняли должность главы исполнительного органа этой компании», – сказал Медведев в ходе сегодняшней встречи с Сечиным.
Премьер напомнил, что Сечин на посту вице-премьера в последние годы активно занимался вопросами энергетики. «Вы привели их в хорошее управление. Поэтому я считаю, что этими результатами вы вправе распорядиться», – подчеркнул Медведев.
Роснефть – «крупнейшая, очень важная компания», которая «за последние годы не без вашего участия сделала очень мощный рывок вперед», отметил премьер. Он попросил Сечина «со всей своей энергией заняться работой в этой компании».
Согласно уставу Роснефти, функции председателя правления общества осуществляет президент компании. В настоящее время президентом, председателем правления Роснефти является Эдуард Худайнатов, который занимает должность главы компании с сентября 2010 года. По неофициальной информации «Прайм», нынешний глава Роснефти станет вице-президентом, то есть помощником Сечина.
Бывший вице-премьер долгие годы возглавлял совет директоров Роснефти и прекрасно знаком с проблемами отрасли. В прошлом году Сечину пришлось покинуть совет директоров компании в связи с директивой правительства, по которой министры и чиновники должны выйти из советов госкомпаний. По этой же причине он покинул совет директоров Роснефтегаза, который владеет контрольным пакетом акций Роснефти и крупным пакетом Газпрома. Однако 6 мая этого года Путин подписал распоряжение о том, что возвращает Сечина в совет директоров холдинга Роснефтегаза.
Смешанные чувства
Перейдя из ранга чиновника, курирующего весь ТЭК, в управленца одной Роснефти, Сечин, конечно, потеряет часть рычагов влияния. С другой стороны, наиболее сильно он помогал и мог влиять именно на Роснефть. К примеру, Газпром соперничает с Роснефтью, и, будучи вице-премьером, Сечин так и не смог серьезно повлиять на монополию Алексея Миллера.
Впрочем, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что «Сечин пока сможет сохранять свое влияние на основе того доверия со стороны Путина, которым он, как правило, пользовался».
Назначение Сечина является фиксацией «традиционно сложившегося положения дел, при котором Роснефть находилась в сфере формального или неформального контроля» с его стороны, говорит Ремизов газете ВЗГЛЯД.
«Отношение инвесторов к назначению будет двояким. С одной стороны, Сечин сможет лоббировать интересы компании, добиваться налоговых льгот и получать новые месторождения нефти. С другой стороны, некоторым инвесторам может не понравиться то, что политика Роснефти может оказаться не очень дружественной по отношению к миноритарным акционерам, что выльется в низкие дивиденды», – говорит газете ВЗГЛЯД старший аналитик по нефти и газу ИФК Метрополь Сергей Вахрамеев.
Не очень понятно, насколько эффективный получится управленец из Сечина, говорит газете ВЗГЛЯД один из экономистов. «Главная его заслуга была в том, что он «приплюсовал» активы Юкоса к Роснефти и лоббировал интересы компании, будучи вице-премьером, курирующим ТЭК. Сечин не экономист и не нефтяник, в отличие, например, от бывшего президента Роснефти Сергея Богданчикова или того же Худайнатова. Он не тот, кто больше знает, а тот, кто имеет больше прав и возможностей для лоббирования. Он использует не экономические рычаги, а рычаги ручного управления, что западным инвесторам вряд ли придется по душе», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД. Кстати, по образованию Сечин – филолог-романист.
Между тем акции Роснефти подскочили на 3% после назначения Сечина главой правления этой нефтяной компании.
Другую должность Сечин вряд ли получит, потому что «по сравнению с той позицией, которую он занимал в прошлом правительстве, сопоставимого по влиятельности вакантного поста пока не просматривается», считает Ремизов.
Близкие отношения
Именно благодаря Сечину Роснефть превратилась в крупнейшую компанию по объемам добычи нефти, хотя присоединение активов Юкоса здесь сыграло далеко не последнюю роль. Напомним, что в 2007 году Роснефть выиграла ряд аукционов по продаже активов Юкоса, в том числе пяти НПЗ и нефтедобывающих компаний «Томскнефть» и «Самаранефтегаз». Активы Юкоса тогда обеспечивали более 70% добычи нефти и газового конденсата. В СМИ потом посчитали, что активы Юкоса достались Роснефти с дисконтом в 43,4% от рыночной цены этого имущества.
В прошлом году Сечин активно защищал Роснефть от ее несговорчивых акционеров ТНК-BP, которые воспротивились сделке по слиянию акций и совместной работе на Арктическом шельфе с британской BP. Сечин, правда, проиграл борьбу, но потом нашел Роснефти сразу три иностранных инвестора, которые разобрали практически все участки российского Арктического шельфа для совместного освоения. Соглашения подписаны с американской Exxon Mobil, итальянской Eni и норвежской Statoil.
Наставления премьера
После того как Медведев предложил Сечину возглавить Роснефть, он сразу сказал, что от него требуется на новом посту. Во-первых, Сечин должен обеспечить максимально стабильные внутренние цены на энергоносители, в первую очередь на бензин. Сечин пообещал продолжить этот курс. По его словам, это будет делаться «с учетом рынка, модернизации НПЗ и реализации крупных проектов, в том числе на шельфе Карского, Баренцева и Черного морей».
Сечин также пообещал, что компания будет наращивать добычу, которая в 2011 году составила 122 млн тонн, и увеличивать платежи в бюджет за счет таможенных платежей и налоговых сборов (в 2011 году – почти 1,5 трлн рублей).