Экономика

16 мая 2012, 21:35

Дальний Восток может остаться без бензина

Фото: ИТАР-ТАСС

Хабаровский НПЗ, снабжающий топливом едва ли не весь Дальний Восток, находится на грани остановки из-за нехватки цистерн. Цистерны – в основном украинского производства – из-за ряда крупных инцидентов, в свою очередь, запретил использовать Ространснадзор. Производители говорят, что нельзя в цистернах, перевозивших нефть, затем перевозить и бензин.

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК «Альянс») в течение трех суток может полностью остановить производство из-за невозможности подвоза сырья и вывоза бензина по железной дороге, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом.

Череда аварий

Ространснадзор с прошлого года начал повальные проверки всех российских предприятий, занимающихся комплектацией и выпуском железнодорожных вагонов

Дело в том, что ранее Ространснадзор с 6 мая запретил перевозить нефть в вагонах-цистернах, предназначенных для перевозки бензина. Причиной предписания послужил ряд крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел на прошлой неделе в Приамурье, где с рельсов сошли вагоны-цистерны с нефтью (произведенной Алтайским ВСЗ). Причиной послужил заводской брак боковой рамы грузовой тележки. Крупная авария произошла также в конце января, когда в Амурской области сошли с рельсов и загорелись 17 цистерн с нефтью. Причиной катастрофы РЖД тогда назвали также «излом боковой рамы грузовой тележки производства Азовэлектростали (входит в Азовмаш)». Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 года и более 10 – в 2011 году.

По данным РЖД, за 10 лет (с 2001-го по 2011 год) произошло 73 случая излома боковых рам тележек грузовых вагонов. При этом пик пришелся на 2010 и 2011 годы. В прошлом году это произошло, в том числе, по вине украинского завода «Азовэлектросталь» (11 случаев) и Кременчугского завода (три случая).

В свою очередь Азовмаш называл одной из причин излома боковых рам неправильную эксплуатацию цистерн. Якобы в цистернах для светлых нефтепродуктов (бензин) небезопасно перевозить темные нефтепродукты (нефть). Дело в том, что светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Соответственно, если заливать в такие цистерны нефть, то нагрузка на ось будет больше, что может спровоцировать излом боковой рамы.

Проблемы НПЗ  

#{smallinfographicleft=457416}Так как Хабаровский НПЗ традиционно отгружает бензин в те же цистерны, в которых осуществляется поставка нефти на НПЗ, то предписание Ространснадзора сделало невозможными сдвоенные операций отгрузки-погрузки. Других вариантов вывоза бензина с Хабаровского НПЗ в условиях существующей железнодорожной инфраструктуры нет.

В понедельник Хабаровский НПЗ уже остановил одну большую установку первичной переработки нефти. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем на 50% – с 11,2–11,3 тыс. тонн до 5,1 тыс. тонн в сутки, сообщает «Интерфакс».

Сейчас на заводе скопилось 61,517 тыс. тонн продукции. Все резервуары заполнены. Также есть угроза повышения технических рисков, которые связаны с недостаточной загрузкой установки, производящей бензин. Сейчас загрузка снижена на 35% – до минимально возможных значений.

Известно, что эта проблема обсуждается совместно с Минтрансом, Минэнерго, Минпромторгом и Ростехнадзором в рамках межведомственной рабочей группы, к участию в которой также привлечены РЖД и Транснефть. Рабочая группа уже провела первое заседание 12 мая, следующее назначено на 17 мая.

Хабаровский НПЗ – не единственная жертва предписания Ростехнадзора, по которому из эксплуатации могут быть выведены 60 тыс. цистерн. Среди производителей вагонов-цистерн не только Азовмаш (40 тыс. вагонов), но и российские заводы «Уралвагонзавод», «Рузхиммаш» (5,8 тыс. вагонов), Алтайский ВСЗ, Орский вагонный завод. Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ.

В частности, на Комсомольский НПЗ уже недопоставлено 80 тыс. тонн нефти. Несколько дней назад аналогичные проблемы наблюдались на станции Сковородино, через которую осуществляется поставка нефти в порт Козьмино (конечная точка системы Восточная Сибирь – Тихий океан, ВСТО). Дело в том, что из 8 тыс. вагонов, задействованных Транснефтью для поставок нефти из Сковородино в порт Находка, под запрет подпадают до 5 тыс. цистерн.  

Однако эта проблема уже разрешена – в результате переговоров удалось вернуть часть цистерн в грузооборот.  В частности, все цистерны Уралвагонзавода.

Объяснение РЖД

Отметим, что РЖД считают необоснованными обвинения  российских грузоперевозчиков в нарушении правил эксплуатации цистерн, на основе которых было принято предписание Ространснадзора.

Заявление украинских производителей – «это попытка уйти от ответственности за некачественные изделия, вместо того чтобы отозвать эту партию, как делают производители во всем мире».

«И российские, и украинские цистерны с точки зрения конструкционных параметров ничем друг от друга не отличаются. Стоит отметить, что при эксплуатации цистерн существует два ограничения: ограничение по высоте налива (не менее 80% емкости) и по грузоподъемности. Если оба этих условия соблюдены, угрозы безопасности движения нет», – отметили в РЖД.

В РЖД надеются, что единовременного запрета на эксплуатацию подвижного состава Азовмаша, на который приходится порядка 20% всего подвижного состава, не будет. На совещании в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта было решено, что до середины мая – начала июня операторы будут использовать эти цистерны «под свою ответственность». За это время компании должны постепенно вывести украинские цистерны из эксплуатации либо договориться с Азовмашем о внесении изменений в техдокументацию, сказал источник, знакомый с ходом совещания. 

Причина в контрафакте

Причиной череды аварий может стать не нарушение правил эксплуатации вагонов, а обычный контрафакт. Дело в том, что Ространснадзор с прошлого года начал повальные проверки всех российских предприятий, занимающихся комплектацией и выпуском железнодорожных вагонов.

Поводом послужило сообщение управления МВД РФ по УрФО о задержании участников организованной преступной группировки, специализирующейся на реализации некачественных поддельных тяговых хомутов под маркой Уралвагонзавода. Группа злоумышленников поставляла на российские заводы поддельные тяговые хомуты  железнодорожных вагонов, а также контрафактные автосцепки с маркировкой об изготовителе – ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Эти детали не подвергались закалке, и марка примененной стали не соответствовала нормам, что несло прямую угрозу безопасности, передает РИА «Новости».

Сейчас Ространсназор предписывает РЖД изымать из эксплуатации те вагоны, у которых выявлено, что установлены контрафактные детали. Так, последний случай был 15 мая, когда «Ространснадзор предписал ОАО «РЖД» отставить от эксплуатации вагоны производства ОАО «Алтайвагон» для замены и возврата семи боковых рам заводу-изготовителю».

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Президент Грузии наложила вето на закон об иноагентах
Темы дня

В Армении возник таран для смещения Пашиняна

Лидер протестного движения в Армении архиепископ Баграт Галстанян заявил о поддержке своей кандидатуры на должность премьер-министра вместо Никола Пашиняна. Галстанян стал главным лицом протеста после договоренностей Армении и Азербайджана о демаркации границы. Почему именно священнослужитель стал главным оппозиционером страны и каковы его шансы в противостоянии с Пашиняном?

«Ухилянты» нашли три способа перехитрить Зеленского

Киевский режим продолжает закручивать гайки тотальной мобилизации: на Украине вступает в силу соответствующий закон. Какие новые меры придумали украинские власти для того, чтобы загнать жителей страны в ВСУ – и как изощряются украинцы, чтобы перехитрить военкомов и все-таки остаться в живых?

Лавров обозначил условия для диалога с Западом

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Новости

Сержанта признали виновным в гибели семерых сослуживцев

Присяжные Второго Западного окружного военного суда вынесли обвинительный вердикт по уголовному делу бывшего командира взвода сержанта Дмитрия Лобовикова.

WSJ: Киев просит Вашингтон снять запрет на атаки по российской территории

Украинские власти обратились к Вашингтону с просьбой снять ограничения на использование американского оружия для ударов по российской территории, однако получили отказ, пишет газете The Wall Street Journal.

Мэр Харькова сообщил о серии взрывов в городе

Мэр Харькова Игорь Терехов сообщил о серии взрывов, в Харьковской области звучит тревога.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

Лавров раскрыл детали переговоров Путина и Си Цзиньпина

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали на переговорах инициативу Пекина о глобальной безопасности, заявил глава МИД Сергей Лавров на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

Сенатор Джабаров: Наступление ВС России под Харьковом – только начало

Наступление российских военных на Харьковском направлении – это только начало, все исконно русские земли должны быть освобождены от неонацистов, заявил первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров.

ВСУ потеряли более 690 солдат в зоне группировки «Юг»

Подразделения «Южной» группировки войск нанесли поражение живой силе и технике ВСУ и теробороны в районах населенных пунктов Красногоровка, Константиновка и Новый ДНР, противник потерял до 690 военнослужащих, сообщили в Министерстве обороны России.

Радикалы попытались сорвать лекцию премьер-министра Грузии

Группа молодых радикалов из «Единого национального движения» попыталась в субботу сорвать еженедельную лекцию премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе на юрфаке Тбилгосуниверситета, развязав драку со студентами, пришедшими на встречу с главой правительства, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

В Италии нашли могилу воевавшего за «Правый сектор» наемника

Итальянский наемник Бенджамин Джорджо Галли сражался на Украине под флагом организации «Правый сектор» (признана террористической и запрещена на территории России), и попал под обстрелы возле Харькова.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

Российские войска освободили село Старица в Харьковской области

Группировка ВС России «Север» освободила населенный пункт Старица Харьковской области и продолжила продвижение в глубину обороны противника, сообщил официальный представитель Министерства обороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

При обстреле из HIMARS Скадовска в Херсонской области пострадали 11 человек

Количество пострадавших при обстреле Скадовска украинской армией из РСЗО HIMARS увеличилось до 11 человек, сообщили в пресс-службе губернатора Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?