В ноябре 2011 года Украина объявила конкурс на получение эксклюзивного права на заключение соглашения о разделе продукции на Юзовском (Донецкая и Харьковская области) и Олесском (Львовская область) нефтегазоносных месторождениях. К концу апреля этого года поступило пять заявок от иностранных компаний: по Олесскому месторождению заявились Chevron и ENI, по Юзовскому – Exxon Mobil, Shell и ТНК-BP. Победителя конкурса на разработку месторождений сланцевого газа Киев обещал назвать 23 мая 2012 года. Однако, судя по всему, украинские власти уже сделали выбор.
Если реальные коммерческие запасы газа будут подтверждены, то в разработку этих месторождений будут инвестированы уже миллиарды долларов
В четверг министерство Украины по вопросам окружающей среды и природных ресурсов подтвердило, что выбрало победителей, но отказалось назвать их, сообщил «Интерфакс». Публично названия компаний будут озвучены через один–два дня, когда будут завершены все юридические формальности, говорят источники FT.
Источник Reuters назвал наиболее вероятных победителей этого конкурса. По его словам, право на разработку Олесского месторождения в Львовской области досталось Chevron, а Юзовского – Shell.
В целом инвестиционные предложения победивших участников тендера: Chevron и Shell – предусматривают привлечение вдвое больших средств, чем того требуют минимальные требования конкурса, говорит FT один из высокопоставленных чиновников. В течение пяти лет в геологоразведку Олесского месторождения будет вложено как минимум 170 млн долларов, еще около 200 млн долларов – в геологоразведку на Юзовском месторождении. Если реальные коммерческие запасы газа будут подтверждены, то в разработку этих месторождений будут инвестированы уже миллиарды долларов.
Государственная геологическая служба Украины оценивает возможные запасы сланцевого газа Юзовского месторождения в 2 трлн кубометров, Олесского месторождения – в 0,8–1,5 трлн кубометров газа. По оценке управления энергетического информации США (EIA), украинские запасы сланцевого газа составляют в целом порядка 4,2 трлн кубометров, что ставит Украину на четвертое место в Европе по объемам резервов этого типа газа после Польши, Франции и Норвегии.
Украина надеется, что на ее территории удастся найти углеводороды как с помощью традиционной добычи, так и с помощью революционных технологий добычи сланца. Киев намерен создать партнерские отношения с компанией «Надра Украина» (занимается геологоразведкой) и «СПК-Геосервисом», частной отечественной компанией, которая предоставляет консалтинговые услуги в проведении геологических работ в нефтегазоносных регионах.
Украина надеется начать добывать первый промышленный сланцевый газ уже к 2015 году, говорил в прошлом году замглавы «Нафтогаза Украины» Вадим Чупрун. К 2020 году, по его словам, Украина планирует выйти на добычу 4–5 млрд кубометров сланцевого газа в год. Для сравнения: в 2011 году Украина закупила у России 40 млрд кубометров газа.
Свобода
Киев делает ставку на сланцевый газ в надеже снизить зависимость своей хрупкой экономики от дорогого российского газа, который Москва использует как политическое оружие в отношениях с бывшими советскими соседями, пишет Reuters.
За счет привлечения западных инвестиций и ноу-хау Украина надеется повторить успех США в разблокировке огромных запасов сланцевого газа с помощью использования горизонтального бурения, гидроразрыва пласта или сейсмического моделирования 3D, считает FT. Аналогичные технологии добычи применяются и для получения угольного метана. Северная Америка совершила сланцевую революцию, превратившись в последние годы из импортера в нетто-экспортера. В США разведанные запасы сланцевого газа составляют 24 трлн кубометров, а технически извлекаемые – 3,6 трлн кубометров.
Эксперты энергоконсалтинговой компании IHS CERA, которые провели оценку газового рынка Украины, считают, что страна имеет потенциал для полного обеспечения себя природным газом в случае последовательного внедрения энергетической политики, направленной на привлечение частных инвестиций в нефтегазовый сектор и реализацию собственной ресурсной базы. Однако только за счет добычи сланцевого газа избавиться от зависимости от российских углеводородов у Украины вряд ли получится, считают российские эксперты.
«Весьма вероятно, что Украина с привлечением западных менеджеров добьется успеха в этом проекте. Однако опыт Польши говорит о том, что прогнозные ресурсы в триллионы кубометров газа на украинских месторождениях также могут не оправдаться, реальные запасы газа могут оказаться значительно ниже», – говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Оценочно в реальности Украина сможет добывать максимум 13 млрд кубометров сланцевого газа (10 млрд кубометров газа на Юзовском месторождении и 2,5–3 млрд кубометров на Олесском месторождении), говорит он. «Это пиковый объем добычи сланцевого газа, и даже если Киев сможет на него выйти, произойдет это не раньше чем через 8–10 лет. При таком раскладе добыча собственного сланцевого газа для Украины может стать лишь одним из способов снижения зависимости от российского импорта голубого топлива, но небольшие объемы сланцевого газа не смогут полностью освободить страну от этой зависимости», – отмечает Агибалов.
#{smallinfographicleft=453056}«Впрочем, Украина рассматривает и другие альтернативы российскому газу, в частности планирует построить СПГ-завод в Одесской области. Хотя пока и непонятно, откуда пойдет газ для завода, но вряд ли из Азербайджана», – напоминает эксперт. Киев ранее говорил, что ищет возможность покупать газ на спотовом рынке и поставщика на европейском рынке.
Возможно, этот газ пойдет из Катара. По крайней мере накануне Украина заручилась поддержкой в энергетической сфере именно этой страны. По словам украинского премьер-министра Николая Азарова, он договорился с главой Катара о стратегическом партнерстве на 20 лет, в частности о поставках сжиженного газа, разведке и добыче газа на Украине. В частности, именно Катару Азаров предложил рассмотреть участие в строительстве СПГ-терминала в Одесской области на встрече с премьер-министром, министром иностранных дел Катара шейхом Хамадом бин Джасемом Аль Тани.
Отношения Украины и Катара идут в гору на фоне того, как у России отношения с этой арабской страной явно напряжены. Показателен инцидент в международном аэропорту столицы Катара Дохи, который произошел в конце ноября прошлого года.
Посол России в Катаре Владимир Титоренко подвергся тогда нападению со стороны сотрудников службы безопасности и таможни аэропорта. Они попытались силой отобрать у него опечатанную посылку с дипломатической почтой, которая согласно Венской конвенции должна провозиться без досмотра. Так и не дождавшись извинений за происшествие в начале года, Москва понизила с Дохой уровень дипотношений, а потом и вовсе отозвала своего посла из страны.
Между Россией и Катаром имеются разногласия по поводу Сирии. Россия продолжает защищать Дамаск от санкций ООН, тогда как Катар является важным игроком Лиги арабских государств, которая активно бойкотирует сирийского президента Башара Асада. Катар является одним из спонсоров ближневосточных революций.
До некоторых пор России и Катару удавалось поддерживать доброжелательный диалог по крайней мере в такой важной сфере, как нефтегазовая. Строя теперь партнерские отношения в этой сфере с Украиной, Катар пытается влезть на традиционный российский рынок, что не вписывается в предыдущие договоренности между странами.
Так, в ноябре прошлого года на саммите Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ) Катар проинформировал Россию, что «будет сокращать или по крайней мере не будет наращивать поставки газа в Европу», где традиционным поставщиком газа является Газпром. Катар же сосредоточится на экспансии в Азиатский регион. Это маленькое государство даже планировало войти в проект «Ямал-СПГ». Неожиданная дружба Катара с Украиной в газовой сфере может еще больше обострить отношения с Россией.
Тем временем Россия пытается избавиться от зависимости от своего крупнейшего транзитера – Украины – и активно идет к этой цели. Первым шагом стало введение в строй «Северного потока», который, выйдя на полную мощность, лишит Украину 20% транзита газа, а с вводом в эксплуатацию «Южного потока» «значение Украины для транзита будет равно нулю». Строительство «Южного потока» уменьшит объемы прокачки газа через ГТС Украины на оставшиеся 80%. В итоге Киев лишится не только возможности манипулировать РФ, но и примерно 3 млрд долларов, которые сейчас зарабатывает на транспортировке российского газа в Европу.