В Госдуме Путин отметил, что перед выступлением прочитал вопросы депутатов. Среди них был вопрос от ЛДПР, депутаты которой интересовались, как Россия собирается реагировать на активное развитие добычи сланцевого газа в мире и особенно в США.
Мы впервые напрямую вышли на газовый рынок Европы – за счет пуска «Северного потока» – газопровода по дну Балтийского моря
«Это, конечно, может серьезно перекроить структуру рынка углеводородов. Отечественные энергетические компании должны уже сейчас ответить на этот вызов», – сказал Путин.
Тем не менее, он добавил, что успехов на газовом фронте достаточно. «Последние четыре года принесли в нашу национальную копилку нефть и газ Ванкора и Талакана, новых месторождений Ямала, Якутии, Сахалина. Началась работа на Каспии и на Арктическом шельфе. Построена первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» – мы вышли с нашими поставками в Азиатско-Тихоокеанский регион, очень эффективный, быстро развивающийся район мира. На мировом рынке нефти даже был создан новый сорт нефти», – сказал премьер-министр.
По его словам, в прошлом году «мы впервые напрямую вышли на газовый рынок Европы – за счет пуска «Северного потока» – газопровода по дну Балтийского моря. Мы после распада Советского Союза оказались заперты чередой посредников и транзитеров. А уже в конце текущего года должна начаться прокладка «Южного потока».
Путин уже не в первый раз поднимает вопрос сланцевого газа. Полтора года назад он сказал, что Газпрому в ответ на усиление конкуренции со стороны этого сектора надо повышать эффективность.
Цена природного газа на американской торговой площадке Henry Hub сейчас составляет 1,98 доллара за MMBtu – это примерно 2100 за тысячу кубометров. В России газ стоит дешевле только в регионах добычи – в ЯНАО и ХМАО, передает «Интерфакс». Таким образом, бурный рост добычи сланцевого газа в США приведет к резкому падению цен на топливо.
А между тем США – крупнейший потребитель газа в мире. И раньше страна была чистым импортером топлива. Но сейчас есть большой шанс, что она будет экспортировать его.
Китай также рассматривает возможности по развитию добычи сланцевого газа у себя. China National Petroleum Corporation и Royal Dutch Shell подписали в марте контракт на добычу газа в провинции Сычуань, передает Reuters.
Даже Украина, в тщетных попытках снизить цену на топливо, ищет возможности добывать сланцевый газ. «Мы делаем все возможное для обнаружения новых залежей сланцевых газов и для привлечения инвесторов, привлечения новых технологий для сланцевых газов», – говорил в марте министр экологии и природных ресурсов Украины Николай Злочевский. Об этом сообщало РИА «Новости».
«Угроза для российских компаний, безусловно, есть. Запасы сланцевого газа в США составляют примерно 20–25 трлн кубометров, что сопоставимо с запасами Газпрома. Уровень добычи сланцевого газа в США к 2011 году вырос до 150 млрд кубометров в год, составив 15% от общей добычи газа. Потенциал для дальнейшего роста добычи есть, и если те терминалы, которые строились в США для приема газа, будут переоборудованы под экспорт, это может привести к тому, что американцы станут экспортерами сланцевого газа», – отметил аналитик «Номос банка» Денис Борисов.
По его словам, это еще больше усугубит ситуацию на европейском рынке. Чтобы противостоять сланцевой революции, Газпрому необходимо развивать поставки на Восток. «Ведь сейчас Россия поставляет почти весь свой газ только в Европу, и такая привязанность к одному потребителю несет существенные риски», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт.
Правда, далеко не все считают, что сланцевая революция представляет опасность для Газпрома. Глава компании Алексей Миллер об этом неоднократно говорил. «Россия уверенно занимает первое место в мире по добыче газа. И, на наш взгляд, в этой позиции мало что изменится. Так называемая революция сланцевого газа – это американский «Голливуд», – сказал он, в частности, недавно газете Süddeutsche Zeitung.
«Рост добычи сланцевого газа не представляет серьезной угрозы для Газпрома. В США большую часть рисков при разработке сланцевого газа берет на себя государство. В случае бурения сухих скважин государство возмещает расходы нефтяной компании, которая занималась бурением. Так стимулируются крупные вложения в разведку и добычу. Поскольку американские нефтяные компании берут на себя меньше рисков при работе в США, чем при работе в Европе или чем европейские компании, о масштабной добыче сланцевого газа вне Соединенных Штатов говорить нельзя», – солидарен с этой точкой зрения аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.
По его мнению, Газпрому следует продолжать свою политику долгосрочных контрактов, как с Европой, так и со странами АТР. «В этом случае влияние роста добычи сланцевого газа на цены и выручку Газпрома будет минимальным», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Сланцевый газ добывают только в США, а в Европе очень тяжело применить технологию по добыче газа. Это означает, что в ближайшем будущем сланцевая революция нам не угрожает. Но если Штаты все же начнут экспортировать сланцевый газ в больших объемах, то это приведет к существенным потерям для Газпрома», – в свою очередь говорит аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.