Замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха в пятницу заявил, что Украина как член Европейского энергетического сообщества обязана провести реорганизацию нефтегазового сектора, в частности, разделить «Нафтогаз» на транспортирующую и добывающую компании. При этом он подчеркнул, что правительство поддержит предложение оппозиции по запрету аренды и приватизации ГТС.
#{smallinfographicleft=266262}Дело в том, что ранее правительство предложило свой законопроект, в котором кроме реорганизации «Нафтогаза» также разрешалась аренда газотранспортной системы (ГТС), что необходимо для создания газотранспортного консорциума с Россией. Но оппозиция неоднократно срывала рассмотрение этого законопроекта, поскольку уверена, что передача газовой трубы в бессрочную аренду, по сути, ничем не отличается от продажи. Поэтому реформа долгое время тормозилась.
Оппозиция в лице депутата Верховной рады Юрия Кармазина представила свой законопроект, в котором запрещается приватизация ГТС. Кроме того, депутатским законопроектом запрещается «отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые работают с транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах».
«Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц... что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК «Нафтогаз Украины», дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается», – говорится в документе.
В итоге правительство поддержало эту инициативу. «Министерство и правительство поддерживают предложение господина Кармазина о принятии законопроекта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса именно в редакции господина Кармазина», – сказал Макуха, цитирует РИА «Новости».
На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Но вопрос об инвестициях в модернизацию ГТС и вопрос о создании газотранспортного консорциума с Россией требовал решения проблемы с приватизацией или арендой ГТС.
Напомним, идея создания консорциума по управлению ГТС с участием России и ЕС давно будоражит власти Украины. Но необходимость вхождения в эту структуру в России стояла под сомнением.
Эксперты уверены, что теперь вопрос о том, стоит ли России инвестировать в модернизацию украинской ГТС, отпал сам собой. «Тем самым Украина дает понять, что она не отдаст трубу России ни при каких условиях. Кому нужно будет вкладываться в трубу, если она не будет в собственности? Никто же не вкладывается в ремонт чужой квартиры. На самом деле Украине надо было давно согласиться на белорусский вариант – 50% продает сейчас и обсуждает вопрос продажи второй половины, тогда она получит газ по внутрироссийским ценам. Если Рада примет этот законопроект, то труба останется ржаветь и дальше», – комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Напомним, что глава российского газового холдинга Алексей Миллер отмечал, что модернизация ГТС Украины требует больших средств – по разным оценкам, от 2–3 до 7–8 миллиардов евро. В январе он и вовсе заявил, что если Украина считает свою ГТС «историческим сокровищем, то, по-видимому, ее место в музее».
Кроме того, по мнению Константина Симонова, после запуска в полном объеме «Южного потока» украинская газотранспортная система просто не будет нужна. Эксперт напомнил, что в прошлом году транзит газа через Украину составил 100 млрд куб. м, тогда как через «Северный поток» и «Южный поток» потенциально можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа.
Кстати, в пятницу глава Газпрома Алексей Миллер пригласил украинского министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко и руководство «Нафтогаза Украины» на церемонию начала строительства «Южного потока», которая ожидается в Краснодарском крае в декабре.