Экономика

11 марта 2012, 19:55

Причиной ЧП на железной дороге в РФ стал украинский брак

Фото: ИТАР-ТАСС

Причиной схода вагонов с углем с железнодорожных путей накануне в Еврейской автономной области стал заводской брак украинского Кременчугского сталелитейного завода. И это далеко не единственный случай, бьют тревогу в РЖД. Ранее монополия уже остановила эксплуатацию грузовых вагонов с литьем другого украинского завода – Азовэлектростали.

Специальная комиссия РЖД установила причину происшествия на Дальневосточной железной дороге, в результате которого в воскресенье утром произошел сход вагонов с углем и локомотива в районе станции Аур Еврейской автономной области.

#{image=608987}«Сход грузовых вагонов произошел из-за излома боковой рамы тележки, изготовленной в 2010 году ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» (Украина)», – говорится в сообщении пресс-службы РЖД. Вагон, где была выявлена неисправность, принадлежит «ФинТрансГрупп», в настоящее время арендован компанией «СУЭК».

Как писала газета ВЗГЛЯД, из-за столкновения двух железнодорожных составов на ДВЖД, перевозивших твердое топливо (уголь), автотехнику, древесину, сошли с рельсов 23 вагона и три секции электровоза. В результате аварии пострадали два человека из числа работников поездов. Было повреждено 400 метров железнодорожного полотна, четыре опоры ЛЭП. Эта авария временно практически остановила Транссиб, что обернулось задержкой нескольких пассажирских поездов.

Тем временем в РЖД бьют тревогу. По данным презентации РЖД от 15 марта 2011 года, за десять лет (с 2001 по 2011 год) произошло 73 случая излома боковых рам тележек грузовых вагонов. При этом пик пришелся на 2010 и 2011 годы. Так, в 2009 году было зафиксировано только 12 изломов, тогда как в 2010 году – уже 21 случай, а в 2011 году (за весь год) – 24 излома боковых рам. В прошлом году это произошло, в том числе, по вине Азовэлектростали (11 случаев) и Кременчугского завода (три случая). Для сравнения: с 2001 по 2005 год такие изломы случались максимум один раз в год, а то и вовсе не было ни одного случая (данные презентации РЖД).

В 2012 году ситуация с изломами не улучшилась. Только за первые месяцы этого года произошло уже 12 случаев излома боковых рам тележек грузовых вагонов, указывается в сообщении РЖД. При этом в 4 случаях тележки были изготовлены украинским предприятием «Азовэлектросталь» и еще в 4 случаях – Кременчугским сталелитейным заводом, указывают в РЖД.

«Низкое качество литых деталей тележек и выпускаемой вагоностроительными заводами продукции – проблема, напрямую влияющая на безопасность движения поездов. За каждым подобным случаем стоит реальная угроза не только сопутствующему подвижному составу и инфраструктуре, но и жизни пассажиров, следующих в поездах по соседним путям», – отмечают газете ВЗГЛЯД в РЖД.

Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации – образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов, указывают в РЖД.

Впрочем, говорить о том, что только украинские заводы-изготовители грешат браком, который приводит к поломке рам раньше эксплуатационного срока, нельзя. Согласно данным презентации РЖД, с 2001-го по март 2011 года на первом месте по большему количеству случаев излома действительно оказался Азовэлектросталь. В 12 из 73 случаев излома боковые рамы были изготовлены на этом украинском заводе.

Однако на втором месте – российский завод «Промтрактор-промлит» (Чебоксары), рамы которого были изломлены в 7 случаях за этот период. На третьем месте – два других украинских завода – Кременчугский сталелитейный завод (КрСЗ) и Мариупольский завод тяжелого машиностроения (МЗТМ). На них пришлось по 4 случая излома боковых рам грузовых вагонов.

Однако в РЖД отмечают, что проводят работы по повышению качества продукции, выпускаемой вагоностроительными заводами в России. В итоге в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилось количество изломов боковых рам производства Уралвагонзавода (с 10 до 3 случаев), «Промтрактор-Промлита» (с 4 до 2), Бежицкого сталелитейного завода (с 1 до 0). Однако ситуация с украинскими заводами не изменилась. Дело в том, что центры технического аудита РЖД и российские стандарты никак не влияют на украинские заводы.

Показательно, что в последние годы не только растет число случаев таких поломок, но отмечается, что изломленные боковые рамы эксплуатируются не более трех лет, то есть они ломаются, даже не выдержав гарантийный срок эксплуатации.

Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации – образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов

По данным РЖД, с 2006 года 81% рам разрушились в период пятилетнего гарантийного периода эксплуатации. Более 90% изломавшихся в 2011 году литых деталей были изготовлены на предприятиях Азовэлектростали, Алтайвагона, Уралвагонзавода и «Промтрактор-Промлита» в 2007–2010 годах, указывают в РЖД. Это говорит о высоком уровне дефектов и брака у производителей.

В этом году 30 января зафиксирован один из громких случаев: на перегоне Бурея – Домикан Забайкальской железной дороги произошел сход 18 вагонов из-за излома боковой рамы, которая была изготовлена буквально в 2011 году на Азовэлектростали. Это стало толчком для жестких действий как со стороны РЖД, так и со стороны российских регуляторов.

Росжелдор и ФБУ «РС ФЖТ» (Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте) в этот же день приостановили действие сертификатов на производство боковых рам у Азовэлектростали. РЖД со своей стороны приостановили эксплуатацию вагонов с литьем производства Азовэлектростали и Кременчугского сталелитейного завода и начали их проверку. С 3 по 8 февраля 2012 года было проверено около 21 тыс. потенциально опасных вагонов постройки 2010–2011 годов этих украинских заводов.

В РЖД отмечают, что результаты проверок подтвердили правильность позиции РЖД о приостановке эксплуатации данного подвижного состава с целью предупреждения крушений. «Оперативные меры, принятые РЖД, позволили избежать крушений, подобных случившемуся 30 января 2012 года», – отмечают в компании.

РЖД провели переговоры с собственниками подвижного состава и достигли договоренностей о проведении внепланового ремонта вагонов, укомплектованных литьем Азовэлектростали и Кременчугского сталелитейного завода. Кроме того, РЖД предлагают регуляторам также рассмотреть инициативу об обязательном страховании ответственности собственников подвижного состава и вагоностроительных предприятий за возможный ущерб в случае аварий.

Сами собственники подвижного состава, которых в России насчитывается более 2 тыс., неохотно комментируют ситуацию. Так, газете ВЗГЛЯД в транспортно-логистических компаниях УК «НефтеТрансСервис», «Первой грузовой компании» и ГК Rail Garant оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. Между тем в «Сибур-Трансе» ранее предупреждали, что запрет на эксплуатацию вагонов, укомплектованных литьем украинских производителей, может спровоцировать нехватку подвижного состава.

Дело в том, что последние три года отмечается дефицит крупного вагонного литья на рынке, которое необходимо для продукции железнодорожной отрасли. Это вылилось и в рост цен на эту продукцию. Как отмечают эксперты в исследовании «Рынок вагонного литья «Пространства 1520», фактические объемы выпуска крупного вагонного литья на российских и украинских предприятиях, несмотря на высокий спрос, в 2010 году были существенно ниже величины производственных мощностей.

В 2011–2012 годах продолжится процесс увеличения выпуска этой продукции с целью выхода на проектные мощности предприятий. По данным экспертов, в 2011 году заводы активно увеличивали производство и импорт из стран дальнего зарубежья, что вело к сокращению дефицита. Причем большую роль здесь играли украинские заводы. Россия является главным потребителем украинских железнодорожных грузовых вагонов. Так, за 8 месяцев 2011 года в РФ было поставлено 26 тыс. единиц товара от общего объема экспорта в 29,225 тыс. вагонов.

В целом, боковые рамы тележек грузовых вагонов изготавливают еще на четырех российских предприятиях. Кроме «Промтрактор-промлит», их производят также в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе, в Брянске – на Бежицком стальзаводе и на Алтайском вагонзаводе. Раньше боковые рамы изготавливались еще и на Люблинском литейно-механическом заводе, но с 1993 года их выпуск прекратился.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?