Экономика

Татьяна Абанкина

«До исследователей доходят копейки»

3 февраля 2012, 11:52

Фото: hse.ru

В своей статье, касающейся экономического развития страны, премьер-министр России Владимир Путин затронул проблему российской системы образования и науки.

Если мы не согласуем наши дипломы, дисциплины, учебный процесс, то мы никогда не включимся в глобальное образование

Он пишет о том, что восстановление инновационного характера экономики надо начинать с университетов. «Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий», – отмечает Путин.

Также премьер считает, что «российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» – как их международные конкуренты».  

«Будет в несколько раз – до 25 млрд рублей в 2018 году – увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе», – пишет Путин.

Необходимо продолжать усилия, направленные на включение российских научных центров, университетов и предприятий в международные механизмы оформления и капитализации научных результатов.

О том, насколько конкурентоспособна наша высшая школа, а также о том, что, помимо финансирования, необходимо сделать для превращения наших университетов в высшие школы мирового класса, газете ВЗГЛЯД рассказала директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ ВШЭ Татьяна Абанкина.

ВЗГЛЯД: В своей недавней статье премьер-министр Владимир Путин ставит в зависимость инновационное развитие страны от международной конкурентоспособности нашей высшей школы. Фактически он называет это национальной задачей. Как вы считаете, на каком уровне по сравнению с образовательными центрами других стран находится наша высшая школа?

Татьяна Абанкина: С точки зрения преподавания мы не очень отстаем. Но что касается научно-исследовательской работы и ее представления международным институтам, то тут есть очевидные проблемы. Дело в том, что международные рейтинги ориентируются на несколько векторов. Во-первых, они рассматривают вузы как ключевых субъектов в экономике знаний. Очень важным показателем здесь является не столько объем научно-исследовательских работ, выполненных по заказу, сколько доходы вуза, полученные от выполнения научных исследований, от продажи своих программ и технологий. То есть какой продукт вузы продают обществу в экономике знаний, и какой доход они с этого получают. То есть насколько научное исследование становится технологией получения доходов.

Наши вузы с этой точки зрения находятся почти на нулевом уровне. У нас нет четкой и понятной процедуры получения патента, регистрации авторских прав. Эти, казалось бы, простые вещи позволяют продавать научный продукт.

Другой проблемой является отсутствие переводов российских научных программ на другие языки, которые мы могли бы продавать. Получается так, что наши программы оказываются не очень востребованными даже в рамках СНГ.

Наши вузы не могут участвовать в Global Education, в глобальных научных исследованиях. В этом процессе учитывается уровень международной интеграции, которая выражается в количестве иностранных студентов, иностранных преподавателей, совместных научных исследований. Причем студенты должны приезжать не менее чем на семестр. По этому показателю Россия значительно отстает. Да, у нас есть летние школы, к нам приезжают иностранные студенты, но не на целый семестр.

Кроме того, мы очень мало публикуемся в рецензируемых международных журналах. Надо, чтобы наши исследования цитировались и на них ссылались. Наши публикации появляются крайне редко, по объему мы отстаем в 10 раз.

Другой смежной проблемой является то, что очень узкий круг исследователей публикуется в международных журналах. Везде оценивается доля научных сотрудников, участвующих в процессе. То есть широта охвата и представительство.

ВЗГЛЯД: Что необходимо сделать, чтобы наша высшая школа стала конкурентоспособной на международном уровне?

Т. А.: Надо приложить очень большие усилия. Во-первых, в направлении оформления авторских прав и патентов, чтобы превратить наши исследования в продукт, который можно продавать.

Во-вторых, это гораздо более широкое включение в глобальное образование, о чем я говорила выше. Причем тут, кстати, немаловажную роль играет еще Болонский процесс, который сейчас встречает сильное сопротивление среди российского научного сообщества. Его нужно рассматривать как взаимное признание дипломов. Если мы не согласуем наши дипломы, дисциплины, учебный процесс, то мы никогда не включимся в глобальное образование.

В-третьих, надо работать над публикациями и расширять свое присутствие в международном исследовательском процессе. Нельзя стать конкурентоспособными внутри одной страны.

ВЗГЛЯД: Премьер говорит в статье о том, что необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов. Как вы оцениваете нынешний уровень финансирования науки?

Т. Б.: Несмотря на кризис, в последние годы осуществлялось довольно хорошее финансирование науки. Было очень много программ по созданию университетов, исследовательских центров, осуществлялась поддержка инновационных программ вузов в рамках приоритетного проекта «Образование».

К сожалению, в полном объеме это все не заработало. Многое пошло на компенсацию того отставания материально-технической базы, которое произошло из-за отсутствия финансирования в 90-х годах. 

Однако эти средства шли на оборудование, оснащение, а до преподавателей – креативного класса – эти средства не доходили. Поэтому преподавательская зарплата и благосостояние ученых остаются неконкурентоспособными по сравнению с другими областями.

ВЗГЛЯД: Путин также ставит задачу иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса. Как вы считаете, какие университеты имеют шанс стать такими?

Т. Б.: Конечно, есть такие вузы в России. Это МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет. Наверное, это наши физико-технические вузы: МФТИ, МИФИ. Может быть, часть технических отраслевых вузов, которые имеют интересные разработки в нефтегазовом секторе, в металлургии, а также в области криогенных технологий.

Большие сомнения у меня есть по поводу наших гуманитарных вузов. В последнее время не было серьезных прорывов в гуманитарных науках. Кроме того, мы перешли здесь на заимствованные учебники, кальки по социальным дисциплинам, а своих авторских программ, курсов у нас не так много.

ВЗГЛЯД: Также в статье говорится о том, что будет увеличено финансирование научных фондов. Как у нас сейчас обстоят дела на рынке грантов? Насколько размеры грантов отстают от грантов, предоставляемых западным ученым?

Т. Б.: Объем западных грантов, конечно, значителен. Но в последние годы стал сказываться кризис. Поэтому большинство программ было свернуто. Сегодня многие исследователи остались без возможности проводить исследования. Некоторые лаборатории даже закрываются. Сейчас на Западе неблагоприятное время для научных исследований.

Но стоит отметить, что там поддержка более адресная, фактически она персональная. Гранты не обрастают большим объемом бюрократии, как у нас. У нас очень большая часть гранта, почти треть, тратится на административные и бюрократические расходы. На самом деле эта статья расходов вообще не  должна превышать 10–15% от размера гранта.

Когда вуз получает грант, то сразу начинают создаваться бюрократические структуры, которые занимаются документооборотом и обслуживанием гранта. Они распределяют средства, объявляют конкурсы. Но до реальных исследователей доходят копейки. 

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Банк России подал в суд на Euroclear
Темы дня

«Дело Бутягина» изменит российско-польские отношения

Варшавский суд арестовал российского археолога Александра Бутягина, которого задержали польские спецслужбы по запросу Украины. Киев обвиняет ученого в «уничтожении культурного наследия» во время раскопок в Крыму. В Москве назвали обвинения абсурдными. В экспертной среде отметили научный вклад Бутягина в мировую археологию и предположили ответные шаги Москвы.

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

Казахстан призвал реформировать ООН

Лукьянов напомнил биографию отца генсека НАТО Рютте

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

Новости

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Дипломаты Евросоюза утвердили письменную процедуру долгосрочного замораживания российских активов, ранее продлевавшуюся каждые полгода, сообщило датское председательство в Совете ЕС.

Financial Times назвала Дженсена Хуанга человеком года

Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг стал человеком года по версии Financial Times благодаря ключевому вкладу в индустрию искусственного интеллекта.

Ким Чен Ын отметил рост престижа КНДР после освобождения Курской области

Председатель Ким Чен Ын назвал участие армейских частей КНДР в событиях вокруг Курской области фактором, повысившим престиж страны на мировой арене.

Опубликовано видео сдачи в плен украинских военных в Димитрове

Министерство обороны России опубликовало видеозапись, на которой запечатлено, как украинские военные сдаются в плен в городе Димитров (укр. название – Мирноград) в ДНР.

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Киевский режим рассматривает возможность приглашения американских компаний в Донбасс через создание демилитаризованной свободной экономической зоны, пишут украинские СМИ.

ЦБ отозвал лицензию у «Индустриального Сберегательного Банка»

Центробанк лишил лицензии «Индустриальный Сберегательный Банк» в связи с многочисленными нарушениями законодательства и рискованной кредитной политикой.

Минобороны заявило о планах Украины взорвать «грязную бомбу» «под чужим флагом»

Ввоз на Украину отработавшего ядерного топлива и утрата источников излучения увеличивают опасность создания «грязной бомбы», заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России генерал-майор Алексей Ртищев.

В русском языке появились 90 новых слов и выражений

В русском языке за 2025 год зафиксировано 90 новых слов и выражений, среди которых появилась «лабубомания» и технологичный термин «нацмессенджер».

Стало известно о намерении Трампа пересмотреть отношение к марихуане в США

Президент США Дональд Трамп рассматривает возможность перевода каннабиса из списка самых опасных веществ в категорию менее опасных, что может значительно облегчить его легальное использование и продажу в США, пишет Bloomberg.

Пашинян проехал на велосипеде по центру Москвы

Премьер-министр Армении Никол Пашинян устроил велопрогулку по центру Москвы, выбрав маршрут по Моховой улице рядом с Манежем.

Украинских блогеров депортировали из США

Популярные украинские блогеры были вынуждены срочно уехать из США с тремя чемоданами, двумя ручными кладями, тремя посылками и собакой.

Фон дер Ляйен потребовала от Трампа не вмешиваться в выборы в ЕС

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости защищать суверенитет европейских избирателей, выступив против вмешательства внешних сил в политические процессы.
Мнения

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов