Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко написал письмо руководителю секретариата Энергосообщества Славчо Нейкову, в котором он выражает обеспокоенность по поводу интереса стран ЕС и Энергетического сообщества к проекту «Южный поток». Он считает, что это как минимум противоречит договору об Энергосообществе.
Украинское руководство будет делать все возможное, чтобы добиться своей цели. В этом смысле ссылка на нарушение принципов Энергосообщества – только начало
«Несмотря на стремление Украины создавать надлежащие условия для обеспечения энергобезопасности Европы, к сожалению, мы сегодня видим действия стран ЕС и Энергосообщества, направленные на продвижение проекта «Южный поток», активное согласование его параметров», – пишет Бойко, передает «Интерфакс».
К примеру, недоумение Украины вызвало согласование между Газпромом и Словенией параметров газопровода «Южный поток» по территории страны.
Бойко ссылается на договор об Энергетическом сообществе, целью которого было создание единого энергорынка. «В этом контексте мы бы хотели видеть со стороны Энергосообщества конкретные действия, направленные на защиту интересов полноправных стран-членов», – подчеркнул Бойко.
#{smallinfographicleft=266262}Повод для беспокойства у Киева все-таки есть. «В 2011 году Украина заработала примерно 3 млрд долларов на транспортировке российского газа. Строительство «Южного потока» может уменьшить объёмы перекачки газа через ГТС Украины на 80%. Таким образом, потери могут исчисляться 2,3–2,5 млрд долларов в год», – комментирует аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.
Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов политический фактор, ведь с запуском «Южного потока» Украина не сможет больше манипулировать Россией в своих интересах. «Поэтому украинское руководство всеми силами стремится воспрепятствовать реализации этого проекта», – отметила Юшкова.
Как считают эксперты, заблокировать проект «Южный поток» Украине не удастся. «Вряд ли Украина обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы заблокировать строительство «Южного потока». Однако существует вероятность того, что украинское руководство будет делать все возможное, чтобы добиться своей цели. В этом смысле ссылка на нарушение принципов Энергосообщества – только начало», – продолжила Юшкова.
При этом Бойко приводит доводы в пользу украинской ГТС, намекая на эффективность инвестиций в ее модернизацию.
В частности, он отметил, что украинская газотранспортная система (ГТС) имеет преимущества и играет стратегическую роль в обеспечении энергобезопасности и эффективной работы единого энергорынка ЕС.
«Украина многократно обращала внимание на важность модернизации ГТС для стран ЕС и предлагала предоставить проекту модернизации ГТС статус общеевропейского значения», – заявил украинский министр.
Эксперты уверены, что шансы Украины убедить страны ЕС вложиться в модернизацию ее ГТС равны нулю. «В период долгового кризиса Евросоюз не будет вкладывать средства в сомнительные с точки зрения получения прибыли проекты. Ведь с запуском «Южного потока» роль украинской ГТС значительно снизится, поэтому сейчас Украина может надеяться лишь на небольшие инвестиции в поддержание своей ГТС в рабочем состоянии», – прокомментировала аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.
Напомним, что объем необходимых инвестиций в модернизацию украинской ГТС оценивается на уровне 6 млрд долларов в течение пяти–семи лет. По мнению Киева, модернизация украинской ГТС может осуществляться в рамках трехстороннего консорциума, в котором России и ЕС должно принадлежать по 33%, а Украине – 34%
Кстати, во вторник Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отказался давать кредит на модернизацию газотранспортной системы Украины.
«Как можно кредитовать убыточную компанию (НАК «Нафтогаз Украины» – прим. ВЗГЛЯД)?!» – сказал старший банкир ЕБРР Поль Шапиро.
При этом он отметил важность достижения прозрачности украинской газовой отрасли. «Мы видим желание сохранить непрозрачность: людям не говорят, что сегодняшние убытки (Нафтогаза – прим. ВЗГЛЯД) принесут еще большие убытки в будущем. ЕБРР будет продолжать переговоры об инвестициях (в модернизацию украинской ГТС – прим. ВЗГЛЯД), но должны быть доказательства реформ», – резюмировал он.
Газопровод «Южный поток», мощность которого составит до 63 млрд кубометров, строится для поставок российского газа в Европу в обход Украины. Для реализации сухопутной части проекта с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией подписаны межправительственные соглашения.
Партнеры по строительству морского участка газопровода – Газпром – 50%, итальянская ENI – 20%, германская Wintershall и французская EDF – по 15%.
В третьем квартале 2011 года была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования «Южного потока», объединившего в себе ТЭО морского участка, а также ТЭО строительства национальных участков газопровода по территории стран Южной и Центральной Европы.