Первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко считает возможной продажу белорусских нефтепроводов. «Всякие идут переговоры. Безусловно, есть всякие разные мысли, могут быть разные покупатели, и не только российские», – заявил Семашко в пятницу, передает «Интерфакс». Первый вице-премьер признал, что по данному вопросу «пока серьезной проработки нет». «Но я думаю, что это вопрос времени», – сказал он.
Я думаю, что это вопрос времени
По словам Семашко, «эта труба (белорусские нефтепроводы – прим. ВЗГЛЯД) уже не новая, а нам надо учитывать, что есть БТС, БТС-2». «И нам надо думать, как эффективно использовать существующие мощности», – заявил первый вице-премьер.
В частности, он напомнил, что с 2008 года стоит белорусская северная труба Новополоцкая «Дружба». «Это тоже не дело. Там мощности где-то 37 млн тонн в год, а там сегодня только идет нефть на Новополоцкий НПЗ (ОАО «Нафтан»)», – заявил первый заместитель премьер-министра Белоруссии.
По территории Белоруссии проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода «Дружба»: ОАО «Полоцктранснефть Дружба» и «Гомельтранснефть «Дружба». Причем гомельская «Дружба» по-прежнему занимается прокачкой российской нефти на Запад, ежегодно по этому нефтепроводу проходит около 70–80 млн тонн углеводородного сырья из России.
По этому нефтепроводу (южная ветка) осуществляется транзит российской и казахстанской нефти в Польшу и Германию, а также на Украину, в Венгрию, Словакию, Чехию, и поставка российской и белорусской нефти на Мозырский НПЗ. В 2011 году по системе трубопроводов «Гомельтранснефть Дружба» было транспортировано 72,3 млн тонн нефти, из которых поставки на Мозырский НПЗ составили около 9 млн. В 2010 году объем транспортировки составил 75,5 млн тонн против 79,6 млн в 2009 году.
Тем временем новополоцкая «Дружба» уже не занимается транзитом. Раньше российская нефть шла через новополоцкий нефтепровод в сторону Литвы, однако в 2006 году в Литве сменился собственник местного нефтеперерабатывающего завода, и Россия отказалась поставлять в Литву свою нефть. Этот факт привел к остановке нефтепровода. Теперь по северной ветке, оператором которой является «Полоцктранснефть», нефть поставляется только до НПЗ «Нафтан».
Эти трубопроводы еще несколько лет назад были весьма интересны России, в первую очередь «Транснефти», владеющей российской частью трубопровода «Дружба». Однако в период обострения отношений двух стран, конфликтов на почве воровства транзитной нефти белорусами и цен на транзит нефти Россия начала строить новую Балтийскую трубопроводную систему (БТС-2), которая является альтернативой белорусской «Дружбе».
#{ussr}В 2008 году премьер Владимир Путин подписал проект строительства второй очереди БТС-2 из Брянской области в Усть-Лугу Ленинградской области общей пропускной способностью до 50 млн тонн нефти в год. Предполагается, что запуск БТС-2 произойдет в течение ближайших недель. Выход БТС-2 на проектную мощность позволит полностью нивелировать транзитные риски: в БТС-2 поступит нефть, экспортируемая по нефтепроводу «Дружба».
«С экономической точки зрения белорусские нефтепроводы России уже не нужны, так как есть собственная альтернатива БТС-2 и есть желание загружать нефть через морские терминалы. Однако по аналогии с покупкой Белтрансгаза при наличии собственного «Северного потока», если предложат, Россия сразу найдет деньги на магистральные нефтепроводы Белоруссии. Это также больше политическая сделка для вхождения в стратегические активы соседа», – считает отраслевой аналитик Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Учитывая опыт Белоруссии при продаже своих активов, на магистральные нефтепроводы вряд ли будет установлена адекватная рыночная цена, полагает эксперт. «Белорусы начинают все сделки с 1 млрд долларов. По цене предстоят дискуссии», – добавляет он. У Минска был шанс наиболее дорого продать нефтепроводы до того, как появились альтернативные трубы у России.
Остается большой вопрос загрузки белорусских нефтепроводов. Однако, заполучив 100% акций Белтрансгаза, Газпром увеличил транзит газа через белорусскую территорию. По такому же пути стороны могут пойти и в переговорах по нефтепроводам.
Накануне вице-президент «Транснефти» Михаил Барков рассказал, что компания обсуждает с Чехией и Германией возможность строительства на территории этих двух стран перемычки между северной и южной ветками нефтепровода «Дружба».
Барков пояснил, что речь идет о строительстве трубы протяженностью порядка 300 километров по территории Чехии и Германии. Стоимость проекта сопоставима с нефтепроводом «Бургас – Александруполис» – 2,5–3 млрд евро. При этом «Транснефть» может выступить в этом проекте исключительно как подрядная организация, не вкладывая собственных средств.
Ранее стало известно, что Белоруссия согласилась с повышением тарифа на транзит российской нефти в 2012 году на 8,3%. Тогда как в конце прошлого года Белоруссия настаивала на росте этого тарифа на 20%, что российская сторона сочла необоснованным.