Нефтепровод ВСТО-2 проходит от Сковородино в Амурской области до специального морского нефтепорта «Козьмино» в Приморском крае. Первая очередь ВСТО была введена в декабре 2009 года. Строительство ВСТО-2 началось в 2010 году. По трубопроводу ВСТО Россия поставляет нефть в страны АТЭС, а также на внутренний рынок.
Оба объекта существенно расширяют инфраструктурные возможности восточных регионов России
Мощность ВСТО-2 составит 30 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 50 млн. Общая стоимость проекта достигла 323 млрд рублей. Протяженность второй ветки ВСТО составляет 2100 км. В торжественной церемонии открытия второй очереди трубопровода в режиме телемоста принял участие президент Владимир Путин. «Мы подводим итоги работы по двум крупнейшим инфраструктурным проектам – трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» и «Кузнецовский тоннель», оба эти объекта существенно расширяют инфраструктурные возможности восточных регионов России», – заявил глава государства.
По его словам, завершение второй очереди с выходом трубопроводной системы к берегу Тихого океана – серьезное, значимое событие для всей экономики страны. «В этом году у нас покупали продукт партнеры из таких стран, как Япония, США, Индонезия, Южная Корея, Сингапур, Филиппины, Тайвань, Малайзия, и появилась новая смесь, которая так и называется ВСТО на международном рынке. По завершении второй части возможности расширяются, они могут быть доведены с 30 до 45 млн тонн в год, это серьезное событие», – сказал Владимир Путин.
Глава Транснефти Николай Токарев отметил, что теперь завершено строительство единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана. «На стройках и объектах ВСТО за весь период работали 23 тысячи человек. Сегодня создано 8 тысяч рабочих мест. Построены детсады, больницы, жилье. В бюджеты местных регионов поступило порядка 43 млрд рублей», – указал он.
Сегодня американский рынок забирает 35% козьминских объемов нефти, Китай – 28%, Япония – 30%, а также Сингапур, Малайзия, Южная Корея, подчеркнул Николай Токарев.
«Думаю, что такие же пропорции сохранятся, потому что нефть качественная, и нам, чтобы она стала индикативной, нужно увеличивать объемы экспорта через Козьмино до 30 млн тонн. Если это получится в ближайшей перспективе, то смело можно говорить о том, что в мире появился новый сорт нефти высокого качества», – цитирует Николая Токарева РИА «Новости».
Напомним, специально для этого нефтепровода был введен новый сорт нефти, который так и называется – ВСТО (ESPO). Впервые этот сорт нефти вышел на мировой рынок еще в декабре 2009 года – вместе с открытием первой очереди ВСТО.
В Транснефти считают, что сорт ESPO в перспективе может стать индикатором цен на мировом энергетическом рынке. Сорт ВСТО уже торгуется с премией в 1–1,5 доллара к основной марке российской нефти Urals.
По словам ведущего аналитика «Альпари» Михаила Крылова, по качеству нефти ESPO нет равных в России. Эта нефть более тяжелая и содержит меньше хлористых солей. По содержанию серы можно найти аналог только на Северном Кавказе.
Аналитик AForex Нарек Авакян считает, что спрос на нефть из ВСТО будет высоким. «Еще два года назад Япония и Китай активно выражали свой интерес в поставках энергоносителей из России. А в этом году и Южная Корея приняла аналогичное решение», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
«Спрос на нефть сорта ВСТО есть, и в дальнейшем он будет лишь расти по мере роста экономик стран АТЭС. В 2012 году крупнейшими потребителями этой нефти стали Япония, Китай и США. Учитывая достаточно строгие требования к характеристикам нефти ВСТО, поставлять нефть в трубу на экспорт можно лишь с определенных месторождений. Более 50% – это нефть Восточной Сибири. Также весьма значимые объемы поставляет в трубу и Ванкорское месторождение», – отметил содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
«Доходы Транснефти от нефтепровода будут зависеть от цены за прокачку тонны на тысячу километров. Сейчас это 60 долларов, и менять цену компания пока не собирается. С учетом длины трубопровода дополнительные доходы компании могут составить 14,22 млрд долларов в год», – подсчитал Михаил Крылов.
«У ВСТО пока нет конкурентов из других стран, если не считать нефтедобывающие страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, той же Малайзии. Нефтедобывающие страны стараются развивать нефтепереработку, за которой обычно угадываются не менее интересные перспективы. В этом свете у транспорта нефти по ВСТО большое будущее», – рассказал газете ВЗГЛЯД Михаил Крылов.