Газпром решил побороться за покупку пакета греческой газовой компании DEPA. В числе его главных соперников – российский энергетический концерн «Синтез» и азербайджанская нефтяная компания SOCAR.
Газпром уже давно проявляет настойчивый интерес к приобретению сетевых и распределительных компаний в Европе
DEPA занимается оптовыми закупками, торговлей и поставками природного газа промышленным потребителям и домохозяйствам Греции. А ее «дочка» – компания DESFA – управляет системой газопроводов высокого давления, а также имеет терминалы по регазификации сжиженного природного газа.
Греция планирует продать всю компанию к первому кварталу следующего года, передает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Известно также, что Газпром, «Синтез» и SOCAR являются основными претендентами в тендере: крупные западные компании возможность приобрести греческую газовую компанию DEPA не привлекла.
В частности, итальянская Eni, подразделение французской EDF Edison и испанская Gas Natural and Enagas остались в стороне из-за неблагоприятного прогноза по греческой экономике, сказали два источника.
Правительству Греции принадлежит 65% акций DEPA, остальные 35% находятся в собственности местной нефтеперерабатывающей компании Hellenic Petroleum, покупку которой рассматривает нефтяная дочка Газпрома – «Газпромнефть». Акционеры DEPA договорились совместно продать их доли в компании в рамках приватизационной процедуры.
Газпром, являющийся основным поставщиком газа для DEPA, активнее остальных интересовался приватизацией компании.
В апреле сообщалось, что Греческий фонд по управлению приватизацией (HRADF) допустил 14 компаний к конкурсу на приватизацию DEPA. В их число вошли «дочка» Газпрома Gazprom Finance B.V., ОАО «Негуснефть» (входит в группу Синтез»), а также компании из Италии, Испании и Греции, Чехии, Израиля, Азербайджана, Японии, Алжира и Нидерландов. Первоначально интерес к приватизации DEPA проявили 17 компаний.
Ранее Афины планировали получить от продажи DEPA не менее 2 млрд евро, учитывая стратегическую значимость газотранспортной системы страны для так называемого Южного газового коридора.
Показатель EBITDA (прибыль до уплаты процентов по кредитам, займам (в том числе и облигационным), налогов и вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) DEPA в 2011 году составил 60 млн евро, а EBITDA ее сбытового филиала EPA – 110 млн евро. Компании в этой отрасли обычно оцениваются в семь-восемь годовых EBITDA, но DEPA может быть оценена в пять-шесть EBITDA из-за риска дефолта Греции, отмечает Reuters.
На пути к конечным покупателям
Отраслевых аналитиков не удивляет активное стремление Газпрома заполучить в собственность такую компанию, как DEPA.
«Газпром уже давно проявляет настойчивый интерес к приобретению сетевых и распределительных компаний в Европе, поскольку это позволило бы ему приблизиться к непосредственным покупателям газа. А для розничных потребителей стоимость зачастую превышает оптовые цены на десятки процентов, а иногда и более чем в два раза», – поясняет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Покупка DEPA откроет концерну путь к конечным потребителям в Греции, что приведет к росту доходов от экспорта, соглашается содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. При этом эксперт указывает на второй – политический – фактор.
«После покупки DESFA Газпром увеличит стабильность поставок, и вырастет вероятность беспрепятственного строительства ветки «Южного потока» через Грецию в Италию», – отмечает он.
Европа сейчас охвачена долговым кризисом, а Греция является наиболее слабым звеном. Именно особенностями кризисного положения страны можно объяснить не столь высокий интерес к покупке выставляемого актива со стороны европейских покупателей. «Такого рода опасения совершенно оправданы, поскольку в случае банкротства государства будет расти финансовая и социальная нестабильность, и легко прогнозировать увеличение трудностей с оплатой поставляемого газа», – говорит Подлевских.
А вот у Газпрома, по его словам, на такой случай будет в распоряжении газовый вентиль, перекрытие которого будет делать сговорчивее и потребителей, и государство. «Да и попасть на газотранспортный рынок более благополучных стран бывает гораздо труднее», – замечает аналитик.
Еврокомиссии, пытающейся снизить энергетическую зависимость ЕС от России, греческий «поход» Газпрома вряд ли придется по душе. Напомним, ЕС проводит в отношении Газпрома антимонопольное расследование, подозревая компанию в манипулировании ценами, а так называемый «третий энергетический пакет» не позволяет Газпрому контролировать европейские газопроводы.
По словам Николая Подлевских, Еврокомиссия еще может воспрепятствовать «чисто рыночным» решениям по конкурсу продажи греческой компании. В этом смысле государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR при прочих равных имеет преимущества перед Газпромом.
«Но голод (так же как и безденежье) не тётка, и необходимость привлечения сторонних денег, вполне вероятно, может позволить Газпрому обзавестись новым активом, даже несмотря на зримое противодействие европейских структур», – резюмирует эксперт.
Греческая распродажа
Греция, оказавшаяся в сложном финансовом положении, распродаст большую часть госсобственнсти. Помимо Hellenic Petroleum и DEPA речь, в частности, идет о двух крупнейших портах страны в Пирее и Салониках, Larco – одном из крупнейших производителей никеля в мире, а также второй по величине водопроводной компании Thessaloniki Water и государственном лотерейном агентстве.
Греция также планирует поиск инвесторов для крупнейшего аэропорта страны в Афинах, автострады Эгнатия, а также небольших региональных аэропортов и стоянок яхт.
Пытаясь выплатить долги и спастись от банкротства, Афины вполне ожидаемо делают основную ставку на приватизацию. Согласно условиям плана помощи ЕС и МВФ, предполагается, что Греция соберёт 19 млрд евро (25 млрд долларов) к концу 2015 года и около 50 млрд евро к концу 2020 года за счет продажи активов.
Правда, ряд требований с момента предоставления Афинам первой программы помощи в мае 2010-го Греция выполнить не смогла. Так, за два года она сумела собрать около 1,6 млрд евро на фоне политической нестабильности и невысокого интереса инвесторов в условиях долгового кризиса и опасности вылета страны из еврозоны.
Греция надеется, что помимо сокращения долга приватизационная программа позволит привлечь около 60 млрд евро инвестиций, создать 50 тыс. рабочих мест и получать 3 млрд евро в виде ежегодных налоговых платежей, увеличивая ВВП на один процентный пункт каждый год.