При приватизации РЖД возможно использование пенсионных средств, высказал свое мнение министр экономического развития Андрей Белоусов. Он считает целесообразным продавать первый пакет акций РЖД Внешэкономбанку или РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций, «дочка» ВЭБа).
Сейчас в России молодая пенсионная накопительная система, поэтому ей надо как можно больше зарабатывать, инвестируя пенсионные накопления в акции
Сейчас, по его словам, обсуждается возможность приватизации 5% РЖД в 2013 году. При этом министр отметил, что решение по этому вопросу еще не принято. «Самое главное, что мы сейчас нашли общий язык с менеджментом РЖД в части того, что какой-то пакет РЖД надо приватизировать, может быть, даже вывести на рынок для того, чтобы получить реальную рыночную оценку компании», – сказал он.
Белорусов также сказал, что не факт, что ради 5% будет проводиться IPO РЖД. «Если выводить на рынок, то это IPO. Но я, честно говоря, просто думаю, что проведение IPO очень сильно отсрочит эту операцию, это очень тяжелая и сложная работа. И ради пятипроцентного пакета проводить IPO – это очень дорогостоящее удовольствие», – высказал свое мнение министр. При этом он добавил, что «вопрос этот еще обсуждается и будет решаться в дальнейшем», передает «Интерфакс».
Особенность России
До сих пор правительство придерживалось консервативной политики инвестирования пенсионных накоплений. Средства пенсионных накоплений разрешается вкладывать только на один год, так как НПФ должны показывать положительную доходность в конце года, что фактически означает запрет на инвестирование в акции.
«В результате пенсионные фонды ведут себя очень консервативно, две трети фондов не покрывают инфляцию. Кроме того, НПФ имеют очень узкие возможности по управлению компаниями и предприятиями, где имеют свою долю акций (ценных бумаг)», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий инвестиционный консультант УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Из-за консервативности инвестпортфеля, которая навязана государством, доходность НПФ сейчас низкая. В ВЭБе среднегодовая доходность по пенсионным накоплениям составляет 6,5%, а в НПФ – 7,5–8%, говорил газете ВЗГЛЯД первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Это ниже, чем инфляция в России.
Сам Внешэкономбанк отчитался в конце октября, что по итогам девяти месяцев 2012 года доходность пенсионных накоплений составила 8,18%. В 2011 году ВЭБ продемонстрировал доходность инвестирования на уровне 5,47% при инфляции в 6,1%.
Требование государства к НПФ о положительной номинальной доходности пенсионных накоплений в течение года фактически означает запрет на инвестирование в акции, так как на горизонте инвестирования в один год доходность от вложения в акции непредсказуема, говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.
«В долгосрочном периоде только инвестиции в акции приносят стабильно высокую положительную доходность. Сейчас вложения в акции составляют не более 10%. Если снять требование о номинальной положительной доходности в течение года, то НПФ будут инвестировать в более доходные бумаги», – считает Назаров.
Поэтому предложение Белоусова, который считает, что пенсионные средства можно инвестировать в приватизацию РЖД, является положительным, считают экономисты. Другое дело, что для этого надо менять правила игры на рынке.
Новшества
Пока же МЭР готовит поправки, которые позволят использовать пенсионные деньги для инвестирования в облигации инфраструктурных проектов. Разработать такой механизм до 1 декабря 2012 года потребовал сам президент Владимир Путин. При этом сами облигации могут быть выпущены уже в первой половине следующего года.
Глава Минтранса Максим Соколов говорил, что около 1 трлн рублей пенсионных денег может быть использовано как привлеченные средства для развития транспортной инфраструктуры, однако отмечал, что в таком объеме средства вряд ли будут выделены и, скорее всего, сумма будет в разы меньше.
Во всем мире более половины пенсионных накоплений НПФ вкладываются в акции крупнейших предприятий
Глава Минфина Антон Силуанов совсем недавно заявил, что правительство выделит 200–300 млрд рублей из средств пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации в 2013 году. Не исключено, что они достанутся РЖД. По крайней мере глава РЖД Владимир Якунин еще в апреле этого года предложил Путину выпустить инфраструктурные облигации на 208 млрд рублей для развития Байкало-Амурской магистрали с привлечением средств Фонда национального благосостояния и ресурсов пенсионной системы.
Что касается инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты, то это неплохо, только если выпущенные облигации пользуются спросом на рынке и востребованы другими частными инвесторами, считает Назаров. Но это малодоходный инструмент вложения.
А правительству надо менять свои взгляды на возможности инвестирования пенсионных накоплений, то есть расширить линейку вкладываемых видов ценных бумаг, изменить стратегию инвестирования средств, считает Сергей Звенигородский. И вложения в акции РЖД – это было бы хорошее начало.
Разные подходы
«Во всем мире в основном более половины пенсионных накоплений НПФ или просто граждан вкладываются в акции крупнейших предприятий. Меньшая часть вкладывается в облигации и ценные бумаги международных финансовых институтов. В основном это акции крупнейших предприятий и дивиденды с них, которые работают на экономику собственной страны, поддерживают ее на плаву в любое, в том числе в кризисное, время», – объясняет Звенигородский.
«В мире разнообразная практика инвестирования пенсионных денег. К примеру, в Австралии очень развит инструмент вложения их в инфраструктурные облигации. Однако в этой стране отличная от российской ситуация. Там большое количество народа уже давно «сидит» на накопительной пенсии или вот-вот собирается ее получать, – рассказывает Владимир Назаров. – В России же другая демографическая ситуация. У нас большинство людей, которые будут получать пенсию по накопительному компоненту, появятся условно только к концу 2030-х годов (те, которые начали работать только в 2002 году)».
«Сейчас в России молодая пенсионная накопительная система, поэтому ей надо как можно больше зарабатывать, инвестируя пенсионные накопления лучше всего в акции, в активы более рисковые, но более доходные. А уже в 2030-х годах следует вернуться к надежным инструментам инвестирования пенсионных средств с доходностью, близкой к инфляции, то есть к облигациям. Сейчас в портфеле НПФ должны быть облигации только как хеджирование рисков, на случай если в следующем году неожиданно все рухнет, но они не должны доминировать в портфеле», – считает Владимир Назаров.
«Обычно в других странах приватизацию используют с целью профинансировать переходный период от распределительной пенсионной системы к накопительной или частично накопительной. Одно поколение не может одновременно копить себе на пенсию и платить пенсию нынешним пенсионерам. Поэтому при переходе с одной системы на другую государство проводит приватизацию, направляет эти средства на латание дыр на выплаты нынешним пенсионерам и вместе с тем снижает налоговую нагрузку на заработную плату», – рассказывает Владимир Назаров.
В России идея провести приватизацию РЖД за счет пенсионных средств тоже, с одной стороны, правильная, так как убивает сразу двух зайцев: помогает приватизации госкомпании и увеличивает доходность пенсионных накоплений, считает экономист. Однако, с другой стороны, правильной она будет, только если пенсионному фонду разрешат участвовать в приватизации наравне с другими претендентами на акции РЖД на рыночных условиях. «Если государство будет максимизировать стоимость 5% акций РЖД и заставит ВЭБ купить их по высокой цене, вне рынка, то для пенсионеров это, конечно, будет невыгодное решение», – поясняет Назаров.