Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что согласование нефтяного баланса с Россией на 2013 год остается «проблемным вопросом». По его словам, «относительно топливно-энергетического комплекса все вопросы по работе в четвертом квартале урегулированы, остаются вопросы еще некоторого добора по 2013 году».
Пока те объемы нефти, которые проговариваются на уровне заместителя председателя правительства РФ, нас не устраивают
При этом Мясникович заявил о несогласии с планами российской стороны по нефтяному балансу Союзного государства.
«У меня запланирован телефонный разговор с Дмитрием Медведевым. Пока те объемы нефти, которые проговариваются на уровне заместителя председателя правительства РФ, нас не устраивают, и есть веские аргументы, почему. Даже с учетом того, что мы договорились, что около 3 млн тонн нефтепродуктов в следующем году мы будем передавать на рыночных условиях для Российской Федерации», – доложил Мясникович во вторник президенту Белоруссии Александру Лукашенко, сообщает президентская пресс-служба.
Премьер-министр намекнул также на то, что белорусские НПЗ могут остаться без нефти. По его словам, в модернизацию мощностей белорусских НПЗ вложены большие средства, поэтому они должны работать эффективно и под полную загрузку.
При этом концерн Белнефтехим пожаловался, что сокращение поставок российской нефти в Белоруссию в четвертом квартале этого года (с 5,3 млн тонн в третьем квартале до 4 млн тонн в четвертом) уже и так негативно отразилось на работе белорусских НПЗ.
«Представители Белнефтехима участвуют в переговорном процессе (по поставкам на 2013 год – прим. ВЗГЛЯД). Мы надеемся на достижение взаимовыгодного результата для сторон с тем, чтобы наши нефтеперерабатывающие предприятия работали на полную мощность», – сказала во вторник пресс-секретарь концерна Марина Костюченко, передает ИТАР-ТАСС.
На пять млн тонн меньше
Мясникович отметил, что Минск рассчитывает на поставки в 2013 году 23 млн тонн нефти (в 2012 году объем поставленной нефти составит 21,5 млн тонн). При этом ранее во вторник стало известно, что Минску предложено только 18 млн тонн.
Предлагаемые Россией на 2013 год объемы «на 3 млн тонн меньше, чем Беларусь получит в этом году, и на 5 млн тонн меньше, чем республика запрашивает на будущий год», – отметил источник «Интерфакса».
По его словам, такие условия были озвучены 19–20 ноября в Москве на переговорах с белорусской делегацией.
Интересно, что на прошедшей неделе Мясникович уверял, что Белоруссия достигла договоренностей с Россией по поставкам нефти в 2013 году, сославшись на свою беседу с Дмитрием Медведевым. Также об успешных переговорах с российской стороной заявлял на минувшей неделе и первый вице-премьер республики Владимир Семашко. Он подчеркнул, что переговоры с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем прошли положительно и что «мы договорились, что это будет 23 млн тонн, возражений не услышали».
Однако уже в понедельник Дворкович опроверг эти сообщения. «На данный момент мы не согласовали с белорусской стороной объем поставок нефти в 2013 году до 23 млн тонн. Переговоры по этому вопросу продолжаются», – сказал накануне вице-премьер.
Щедрая душа#{ussr}
Россия поставляет Белоруссии нефть уже второй год беспошлинно в рамках Таможенного союза. Как подсчитывал Мясникович в декабре 2011 года, выгода от возвращения беспошлинной поставки российской нефти составит 700 млн долларов в год.
«Для внутренних потребностей Белоруссии достаточно беспошлинно поставить 6,3 млн тонн российской нефти, все остальное – это так или иначе заработок нефтетрейдеров России и Белоруссии», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук.
«Просто когда человек привыкает к какому-нибудь наркотику или халяве, очень сложно отказаться. Белоруссии сложно отказаться от 23 млн тонн нефти, особенно с учетом того, что в рамках этой цифры уже сверстан и бюджет, и государственно-инвестиционные программы», – считает Романчук. «Белорусские переговорщики по инерции, как было записано в неких планах, до хрипотцы в голосе стали отстаивать 23 млн тонн», – добавляет он.
«Россия же заартачилась и предлагает переделать нефтяной баланс, так как не хочет больше повторения схем с разбавителями и растворителями, за которые России надо было бы вернуть либо 1,5–2,5 млрд долларов, либо 6 млн тонн нефтепродуктов», – отмечает Романчук.
«Но очевидно, что поставки 18 млн тонн нефти не устраивают белорусскую сторону, которая привыкла, что Россия беспошлинно поставляет нефть, загружает белорусские НПЗ, а потом Минск поставляет эти нефтепродукты в страны дальнего зарубежья, платя за это пошлину в российский бюджет или не платя пошлину, как это было в истории с разбавителями и растворителями. Белоруссия думает, что надо как можно больше переработать, а там уже придумаем, как вывезти продукцию», – говорит Ярослав Романчук.
Иначе говоря, Белоруссия торгуется за 5 млн тонн нефти, которые она могла бы переработать на своих НПЗ и заработать на перепродаже.
«Цена вопроса – от 300–400 млн до 1,5 млрд долларов в зависимости от того, во что на бумаге превратится эта нефть (в нефтепродукты либо в растворители)», – говорит Ярослав Романчук. «Минимум – это прибыль от загрузки мощностей, переработки нефти и в виде налогов в местный бюджет, максимум можно получить от беспошлинной перепродажи нефтепродуктов по схемам, подобным растворительному бизнесу», – поясняет эксперт.
При этом, по его мнению, у Белоруссии даже при поставках 18 тонн российской нефти будет возможность повторить подобные схемы, которые использовались при разбавительном бизнесе (то есть вывозить российские нефтепродукты в третьи страны без уплаты пошлины в российский бюджет). Трейдеры могут использовать вместо разбавителей и растворителей любой другой товар, на который действует беспошлинная схема перепродажи за пределы ТС, указывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.