В минувшую пятницу в Госдуму поступило обращение правительства РФ о перераспределении части отчислений из накопительной в страховую часть пенсии.
Пенсионная реформа не может меняться раз в пять лет. Это стратегия, которая вырабатывается даже не на десятилетия, а на века
«Правительство РФ предложило снизить отчисления в накопительную часть пенсии с 6% до 2%, перераспределив оставшиеся четыре процента в страховую (солидарную) часть пенсии», – рассказал «Интерфаксу» глава думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев. После дискуссии комитет принял решение поддержать эти поправки, добавил он.
В субботу этот же вопрос рассматривал комитет Госдумы по бюджету и налогам. «Комитет поддержал в данном случае позицию правительства и позицию профильного комитета, – заявил по итогам заседания председатель комитета Андрей Макаров. – В данном случае более обсуждались вопросы о том, каким образом это повлияет на федеральный бюджет, не понесет ли это за собой изменение параметров бюджета. Это те вопросы, которые касаются ведения нашего комитета».
По словам парламентария, для комитета по бюджету и налогам определяющим стало мнение правительства, которое сообщило, что снижение отчислений в накопительную часть пенсии не повлечет изменения параметров федерального бюджета. «Для бюджетного комитета главное – обеспечить, чтобы все пенсии, то есть обязательства государства, имели финансовое наполнение. Я могу утверждать, что бюджет эти обязательства обеспечивает. Все остальное имеет отношение к стратегии пенсионной реформы», – отметил Макаров.
Депутат напомнил, что российская пенсионная система выстраивалась по модели, которую в свое время Бисмарк предложил Германии. «С тех пор прошло более 150 лет. Тогда средняя продолжительность жизни в Германии была 45 лет, у нас сейчас значительно больше. И то, что годилось 150 лет тому назад, совершенно очевидно сегодня создает проблемы в реализации», – считает Макаров.
«Это и старение населения, когда на одного работающего человека приходится все больше и больше неработающих. Правительство сталкивается с все более серьезным вызовом решения вопроса финансирования пенсий», – сказал он.
По мнению депутата, снижение объема отчислений в накопительную часть пенсии – тактический шаг в рамках пенсионной реформы. «Эти вопросы надо серьезно и глубоко обсуждать. Сегодня мы принимаем тактические шаги, связанные с выполнением обязательств. И я готов подтвердить, что все обязательства перед гражданами будут выполнены», – заверил парламентарий.
Вместе с тем, считает Макаров, саму стратегию необходимо серьезно обсуждать. «Пенсионная реформа не может меняться раз в пять лет. Это стратегия, которая вырабатывается даже не на десятилетия, а на века. Мне кажется, необходимо, чтобы это обсуждение прошло с привлечением не только специалистов, но и широких слоев населения. Такие решения должны приниматься обществом на консенсусной основе после широкого обсуждения», – пояснил он.
«Теперь необходимо садиться за много-много круглых столов, идти разговаривать с самыми разными слоями населения и вырабатывать целостную концепцию пенсионной реформы», – заключил депутат.
Напомним, предложение о сокращении было оформлено в виде поправок к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного пенсионного страхования» и проекту бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Данный проект закона Дума будет рассматривать во втором чтении в пятницу, 16 ноября.
В сумме бюджет ПФР на 2013 год составляет 6,343 трлн рублей, из них 6,115 триллиона рублей в части, не связанной с формированием средств для накопительной части трудовых пенсий. В 2014 году общий бюджет вырастет и достигнет 6,895 трлн рублей. Запланированные доходы фонда в 2015 году составляют 7,787 трлн рублей.
Так называемый «страховой маневр» впервые был предложен Министерством труда и Пенсионным фондом России в проекте Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года.
В частности, предлагалось временно (на 2–3 года) сократить взнос на накопительную часть пенсии с 6% до 2–4%. Впоследствии, с 2015 года, россиянам предоставят право выбирать: либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляются на накопительную часть пенсии, либо направить весь тариф (22%) на страховую часть пенсии.
Данная мера, уверены в социальном министерстве, позволит снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда России и сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами.
Идею поддержал премьер-министр России Дмитрий Медведев, заявивший, что накопительный элемент пенсионной системы себя не оправдал и нуждается в изменении. «Пенсионная система, которую мы имеем, – неплохая, мы ее создавали, достаточно долго обсуждали на протяжении 12 последних лет. Но это не значит, что она абсолютно совершенна», – признал премьер.
По его словам, накопительная система является нужной и важной составляющей частью всей пенсионной системы. Однако ее конструкция и то, к каким результатам она приводит, «не позволяет никому практически, даже самым явным приверженцам действующей модели, сказать, что она высокоэффективна». «Если она высокоэффективна, то почему по нашим расчетам накопительная пенсия к 2023 году будет ниже, чем пенсия солидарной, распределительной части? Значит, нужно что-то поменять», – отметил Медведев.