Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияВнутренний резерв
Минтруд нашел способ устранить дефицит ПФР
Минтруд завершил разработку своего проекта пенсионной реформы, найдя способ сократить дефицит пенсионной системы. Решить эту проблему ведомство предлагает с помощью «страхового маневра». Суть его в том, чтобы временно – на три года – перераспределить часть тарифа страховых взносов с накопительной части пенсии в пользу страховой части.
Министерство труда и Пенсионный фонд России завершили разработку проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года. «Стратегия сведена и направлена в министерства», – сообщил РИА «Новости» источник, близкий к Министерству труда.
Мы не будем копить на свою пенсию, зато сможем поддержать наших родителей, заботу же о своей старости мы перекладываем на плечи наших детей
Вопрос повышения пенсионного возраста Минтруд ожидаемо обошёл стороной, как, впрочем, и ранее звучавшие предложения об увеличении трудового стажа и изменении формулы для расчета пенсий. Эти вопросы будут решены в ближайшей перспективе, после того как стратегия будет принята, уточнил собеседник агентства.
Минтруд и ПФР предлагают реформировать систему досрочных пенсий за счет введения дополнительного тарифа за вредные и опасные рабочие места. В следующем году вдвое будет повышен тариф для самозанятого населения (предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие). Это позволит им при 20-летнем стаже сформировать пенсионные права не ниже прожиточного минимума пенсионера.
Действующий тариф страховых взносов – 22% от фонда оплаты труда и 10% для зарплат свыше взносооблагаемого заработка (в 2012 году – 512 тыс. рублей) – предлагается оставить неизменным.
По информации источника РИА «Новости», знакомого с расчетами стратегии, ее принятие сократит дефицит Пенсионного фонда к 2020 году до 1,2% ВВП, а к 2030 – до 0,9% ВВП. При сохранении нынешней системы в 2020 году дефицит составит 2,3% ВВП.
Уже в 2013 году разработчики стратегии предлагают увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на местах, по первому и второму спискам – на 4 и 2 пункта соответственно.
Так называемые списки 1 и 2 содержат перечень производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочную пенсию по старости. В список 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список № 2 – с вредными и тяжелыми условиями труда.
Более 3,2 млн россиян сегодня получают досрочные пенсии. «Предполагается, что к 2015 году доптарифы будут увеличены до 9% по первому списку и до 6% – по второму», – отметил источник.
- МВФ предлагает поднять и уравнять пенсионный возраст в РФ
- Правительство не решило, как считать пенсии
- Гастарбайтеров обяжут отчислять средства на пенсии россиянам
- Минфин предложил урезать расходы на пенсии и оборону
Параллельно с введением дополнительного тарифа Минтруд предлагает создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.
Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы. Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа, подчеркивает собеседник агентства.
Реформа досрочных списков сократит дефицит ПФР к 2020 году на 0,2% ВВП, отмечает источник, знакомый с расчетами Минтруда. Вопрос льготных пенсий для учителей и врачей также учтен в рамках подготовленной Минтрудом стратегии: предлагается сделать так, что обещанное президентом России увеличение зарплат будет связано с поэтапным повышением срока специального стажа.
Впрочем, в Министерстве труда понимают, что все вышеназванные меры дадут эффект лишь в длительной перспективе, в то время как Минфин пытается добиться снижения трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд уже сегодня. Потому резервы ПФР должен найти внутри системы.
И он нашел. На помощь придет «страховой маневр»: временное перераспределение 6% тарифа с накопительной составляющей на солидарную. Это позволит сократить дефицит бюджета ПФР, сохранив обязательства государства перед нынешними пенсионерами и избежав увеличения пенсионного возраста.
«В министерстве считают, что уровень пенсионного обеспечения граждан не должен быть занижен, – поясняет источник. – В связи с чем эксперты предлагают либо сохранить дотации из федерального бюджета на существующем уровне (дефицит ПФР в 2012 году превысит 1 триллион рублей – прим. ВЗГЛЯД), либо пойти на «страховой маневр», который предполагает в краткосрочной перспективе, на два-три года, перераспределить тариф с накопительной составляющей на солидарную».
Планируется, что в течение двух-трех лет, когда будет действовать скорректированный тариф в накопительную часть пенсии, в России будут созданы условия для нормального функционирования рынка пенсионных накоплений: создана система гарантий их доходности и сохранности.
Именно в эти несколько лет россияне должны будут определиться и сделать выбор: человек сможет либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляются на накопительную часть пенсии, либо отказаться и направить весь тариф (22%) на страховую часть пенсии.
#{smallinfographicleft=435845}Пенсионные накопления россиян, объем которых сегодня превышает 1,8 трлн рублей, будут и дальше инвестироваться. По подсчетам Минтруда, к 2020 году совершенствование накопительного компонента даст экономический эффект в размере 0,49% ВВП.
Напомним, накопительная составляющая пенсионных отчислений предназначена для того, чтобы сформировать пенсионные накопления будущего пенсионера. Сейчас эта частичка инвестируется по выбору гражданина либо самим Пенсионным фондом РФ, либо Негосударственным пенсионным фондом (НПФ). При этом главный показатель эффективности размещения этих денег – доходность, а она у НПФ, как правило, существенно выше, чем у ПФР. За всю историю накоплений государственная управляющая компания не смогла существенно вырваться вперед, обгоняя лишь на 2–3% уровень инфляции, хотя НПФ в тот же период в среднем показывал более высокую доходность – от 13% до 30% в год.
Помимо этой компоненты, в составе пенсионных отчислений имеется страховая часть, которая в 3–4 раза больше накопительной. Солидарная часть страховых пенсионных отчислений введена для платежей с 2012 года. Распоряжение страховой частью взносов целиком лежит в поле компетенции ПФР, расходование же этих средств производится главным образом на выплаты сегодняшним пенсионерам и в незначительной части на собственные расходы ПФР (содержание штата, коммуникаций и имущественных объектов).
«Перевод накопительной части в страховую означает отказ от какого-либо личного участия в собственном пенсионном будущем, – комментирует партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. – Мы не будем копить на свою пенсию, зато сможем поддержать наших родителей, заботу же о своей старости мы перекладываем на плечи наших детей. Разумно ли это?!»
По словам эксперта, постоянный дефицит ПФР из года в год формируется главным образом не из-за того, что у нас слишком высокие пенсии, и не потому, что слишком малы отчисления с заработков работающих граждан, а потому, что даже те крохи накопительных средств не дают реального дохода в нынешней пенсионной системе. «Так и не были уравновешены две полярных категории инвестиций – доходность и надежность, в результате чего все вложения ПФР имеют минимальные риски и такую же эффективность. Нам обещают поработать над этим, но почему-то прорабатывать хотят «гарантии доходности и сохранности», – продолжает Варламов.
В прошлом году, напоминает он, хотели вообще отменить накопительную часть и все имевшиеся средства (около 1,5 трлн рублей) направить на покрытие дефицита, но решили, что «рубить канаты» еще не время. Сейчас эта идея вновь вынесена на обсуждение, только теперь предлагается это сделать самим гражданам, которым предоставят выбор: сохранить накопительную часть своей пенсии или же направить все на страховую часть.
«В любом случае, отказываясь от самой возможности накоплений, мы теряем всякую надежду на эффективную пенсионную защиту, поскольку этот шаг решит проблему только на ближайшие год-два, после чего бюджет ПФР продолжит разваливаться», – резюмирует эксперт.
По мнению заместителя исполнительного директора НПФ «Промагрофонд» Сергея Кабалкина, предложения по реформированию от Минтруда носят «признаки латания дыр», а не построения серьёзной пенсионной системы. «Жертвами такой политики могут стать и пенсионеры, особенно будущие, и экономика страны – уже в самом скором времени», – отмечает он.
Напомним, в одном из своих первых указов после майской инаугурации президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 октября разработать проект Стратегии развития пенсионной системы РФ. Глава Министерства труда и соцзащиты Максим Топилин обещал внести проект стратегии в правительство до 15 сентября.
Ранее со своими предложениями выступил Минфин. Они, в частности, касались изменения процедуры индексации пенсий в России. Сейчас индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости производится дважды в год: сначала на уровень инфляции, затем на рост среднемесячной заработной платы в стране за прошлый год. В апреле 2012 года ведомство предложило изменить механизм индексации пенсий на среднеарифметическое значение между инфляцией и ростом среднемесячной зарплаты за прошедший год.