Базовая цена российского самолета Ил-78МКИ оказалась ниже, чем у европейского танкера A330MRTT, сообщил представитель минобороны Индии. Но по итогам анализа затрат на обслуживание и топливо Airbus показал значительно лучшие результаты.
Военно-техническое сотрудничество России и Индии переживает сложный период
После того как американский Boeing снялся с конкурса в 2010 году, в тендере остались только Ил-78 и A330. Поучаствовать в конкурсе также могли компании EADS, Lockheed Martin и украинское самолетостроительное предприятие «Антонов». Однако «Антонов» в конкурс не попал, а Lockheed Martin отказался от участия, сообщает Defense News.
Испытания Ил-78МКИ и A330MRTT завершились в Индии в начале 2012 года. Индийские военные ранее неоднократно жаловались на перебои в поставках запчастей для Ил-78МКИ.
ВВС Индии уже использует шесть самолетов-заправщиков Ил-78 и планирует закупить еще 12 танкеров, в том числе шесть от Airbus. Источник в минобороны Индии сказал, что в ведомстве пока не решили, будет ли открыт на оставшиеся шесть самолетов новый тендер или повторный заказ будет отдан Airbus.
Действующий конкурс является вторым по счету – первый был объявлен в 2009 году. В нем также принимали участие Ил-78 и A330. Индийские военные предпочли европейский самолет, однако министерство финансов Индии заблокировало покупку, посчитав стоимость танкеров Airbus чрезмерно высокой.
Планируется, что A330 будут размещены на воздушной базе Panagarh. Помимо снижения затрат при эксплуатации, танкер Airbus оптимизирован для полетов на большой высоте и оснащен цифровым комплексом авионики.
Стоит отметить, что это уже не первое поражение России в конкурсе на поставку воздушных судов в Индию. Так, истребитель МиГ-35 проиграл в тендере на поставку 126 боевых самолетов, Ми-28Н выбыл из конкурса на поставку ударных вертолетов, а Ми-26Т2 проиграл в тендере на поставку 15 тяжелых вертолетов американскому CH-47F Chinook. Вертолеты отечественного производства оказались дороже американских.
«Индия придерживается политики диверсификации, разбрасывая наиболее крупные контракты по целому ряду поставщиков, чтобы не стать зависимой от той или иной страны. Ведь предшествующие контракты были удачны для России. Например, Индия активно закупает у России истребители Су-37 продвинутой версии. Кроме того, Индия планирует совместно с нашей страной реализовать проект по созданию истребителей пятого поколения. Россия и Индия также заключили ряд крупных контрактов на поставку вертолетов Ми-17», – заявил руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.
По его словам, Ил-78 эксплуатируется в ВВС ряда стран, никаких нареканий пока не было. «Заказы на эту машину увеличиваются. Россия сможет поставлять этот самолет странам, которые закупают самолеты марки «Сухой». Кроме того, Россия, возможно, будет поставлять более модернизированную версию танкеров Ил-476», – добавил эксперт.
Причиной отказа от российских Ил-78 вряд ли стали технические данные самолета, считает директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. «Военно-техническое сотрудничество России и Индии переживает сложный период, – объясняет он. – Сегодня политическая воля Индии склоняется в пользу развития более тесных отношений с США и странами ЕС».
«По моим оценкам, самолет Ил-78 должен быть на 30% дешевле A330. Стоимость обслуживания примерно одинаковая. Что касается расходов топлива, то здесь российские самолеты действительно уступают, но для ВВС других стран это никогда не было проблемой», – заявил газете ВЗГЛЯД Вадим Козюлин.