Снижение ввозных пошлин в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) не привело к резкому росту импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию в сентябре этого года. Об этом говорится в предварительном анализе влияния членства РФ в ВТО, который провела Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
Таможенные пошлины – далеко не единственный фактор, определяющий объемы внешней торговли
В ходе анализа особое внимание уделили тем группам товаров, производство которых, по мнению предпринимателей, может больше всего пострадать от вступления в ВТО, – это автотранспорт, продукция машиностроения, обувь, текстиль, продовольствие.
ЕЭК констатировала, что импорт в стоимостном выражении в сентябре, напротив, снизился на 10% по сравнению с августом. Сокращение коснулось большинства товаров, за исключением продовольствия и сырья для его производства.
Выделились масло, свинина и табак
В частности, на 16% вырос импорт свинины. Как раз в этом ничего удивительного нет.
Напомним, Россия вступила в ВТО с 23 августа 2012 года, именно с этого момента официально понизились таможенные барьеры. Так, с 15% до 0% была снижена пошлина на ввоз свинины в рамках квоты, а поставки сверхквотного мяса облагаются пошлиной в размере 65% (ранее 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг). В ожидании начала действия низких импортных пошлин импортеры придерживали ввоз, а с конца августа начали активно реализовывать лицензии и поставлять свинину, экономя на таможенной пошлине. Именно поэтому после 23 августа наблюдается резкое увеличение объема импорта.
Среди продовольственных товаров ЕЭК также отмечает рост импорта молочных продуктов на 23% в связи с окончанием сезона «большого молока» и снижением ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые товары (плавленые и твердые сыры).
На 50% вырос импорт растительного масла. Экономисты ЕЭК объясняют это двукратным увеличением объемов ввоза пальмового масла из-за снижения ставок пошлины. Более чем на треть выросли поставки табачных изделий. По всей видимости, поставщики просто решили не ждать очередного повышения акцизов и возможной реструктуризации канала продаж.
Рост импорта других продовольственных товаров оказался несущественным. По многим товарам, напротив, наблюдается сокращение ввоза, например по фруктам, рыбе.
Ввоз наземного транспорта в сентябре снизился на треть, импорт легковых автомобилей упал более чем на 40%. Такое снижение стало прямым и косвенным следствием введения Россией с 1 сентября утилизационного сбора, в том числе «эффектом базы» августа, в течение которого импорт легковых автомобилей вырос более чем на 20%. На этом фоне зарубежные поставки судов и плавучих средств увеличились почти на треть при сохранении прежних тарифов.
Практически не изменились показатели импорта текстильных изделий и обуви по сравнению с августом 2012 года, передает РИА «Новости».
ЕЭК проводила анализ на основе предварительных данных таможенной статистики. Данные по экспорту, который также должен испытать на себе влияние членства России в ВТО, не уточняются.
«Ситуация стабильная»
Сейчас спрос на импортные перевозки автотранспортом из Европы достаточно стабильный и предсказуемый, рассказывает гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников. «Ажиотажа нет ни в одной из отраслей, которые мы обслуживаем, объемы импорта постоянные, в том числе и по проектным грузам», – отмечает он.
По словам Шляпникова, вступление в ВТО – это длительный и эволюционный процесс. Россия отстояла свои позиции перед вступлением в этот альянс по плавному, медленному снижению пошлин и сохранению значительных субсидий в ключевых отраслях: деревообработке и машиностроении. «Быстрых изменений здесь можно ожидать только в отношении реализации спекулятивных интересов импортеров в некоторых областях, где произошло снижение пошлин, или, напротив, ожидался их рост, или появились «льготные» квоты на импорт», – считает Шляпников.
В качестве одного из ярких примеров он приводит временный рост импорта транспортных средств до момента введения утилизационного сбора. «Общая ситуация на рынке импорта готовых автомобилей по-прежнему остается стабильной с учетом роста количества производств и собираемых на территории России автомобилей», – говорит Шляпников.
ВТО ни при чем
#{smallinfographicleft=595311}Таможенные пошлины – далеко не единственный фактор, определяющий объемы внешней торговли, замечают эксперты.
Например, существует такой фактор, как валютный курс. «По сравнению с осенью прошлого года рубль существенно ослабел по отношению к доллару, что и обусловило снижение объемов импорта, – говорит аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. – ВТО тут, скорее всего, особо ни при чём»
Резкий рост объемов ввоза ряда продовольственных товаров аналитик объясняет эффектом «низкой базы». «В прошлом году сформировалась низкая база, которая, в свою очередь, обусловлена тем, что импортеры придержали закупки за рубежом до момента снижения пошлин, а затем их резко нарастили», – поясняет Раченков.
По его словам, никаких больших ожиданий в отношении ВТО и не должно было быть. Дело в том, что большая часть импортных таможенных тарифов в России и так была невысока, а после вступления в ВТО если и снизилась, то несильно. «Наибольшую угрозу вступление представляло для сельхозпроизводителей и пищевой промышленности, однако пока самые мрачные прогнозы не исполняются», – отмечает Раченков.
Впрочем, еще не вечер, предупреждает начальник управления инвестиционных операций АКБ «Ланта-Банк» Олег Поддымников. Россия вступила в ВТО менее двух месяцев назад, и делать выводы пока рано.
«Введение некоторых правил существенно растянуто по времени, – напоминает он. – К примеру, пошлины на иномарки снижены пока только на 5% (до 25%). Основное снижение (до 15%) будет проходить в течение семи лет. Пошлина на импорт свинины вне квоты также снижена пока всего на 5% (до 65%). Полная их отмена произойдет только в 2019 году».
Устранение барьеров
Эксперты признаются: для них куда более интересными представляются ожидания в отношении экспорта российских товаров. Прежде всего, речь идет о металлургической промышленности. Хотя и об этом судить еще слишком рано. «Таможенные барьеры на пути данной продукции, скорее всего, будут сниматься путем переговоров РФ с партнерами», – отмечает Илья Раченков.
По оценкам Минэкономразвития, на поставки российских товаров за рубеж по-прежнему действуют десятки ограничений. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, на Украине, в США и Белоруссии. Более половины всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.
До недавнего момента в отношении российских товаров действовало почти 100 различных ограничений, сегодня их насчитывается 73. После вступления в ВТО у России появился аргумент, к которому можно апеллировать, а именно: соответствуют или не соответствуют те или иные барьеры для российской продукции правилам ВТО. Во втором случае появляется обоснование для требований отмены ограничений, говорят аналитики.