В пятницу бывший министр финансов России Алексей Кудрин в своем микроблоге Twitter раскритиковал предвыборную программу баллотирующегося на пост президента России бизнесмена Михаила Прохорова.
Расходы государства на пенсионное обеспечение вырастут точно, и страховые фонды обанкротятся без компенсации выпадающих расходов
«Примерная оценка налоговых льгот в программе Прохорова – 2–3% ВВП, а рост расходов – 3–5% ВВП. За счет чего это сделать, не понятно», – подсчитал Кудрин.
Напомним, к чему сводятся основные тезисы программы Прохорова в области налоговой системы. Стимулировать развитие бизнеса он предлагает за счет налоговых каникул для новых отраслей и новых месторождений, также за счет снижения налогов с конкурентного сектора экономики и ограничения страховых сборов с заработной платы 25% от ее размера. Кроме того, Прохоров предлагает отменить транспортный налог и заменить НДС налогом с продаж.
С другой стороны, кандидат в президенты предлагает повысить налог на дивиденды с 9% до 13% для российских резидентов и с 5% до 26% для нерезидентов. Также повысить он предлагает акцизы на табачные изделия, алкоголь и предметы роскоши, снизив при этом акцизы на бензин и другие виды моторного топлива.
Кроме того, он выступает за ускоренное «введение налога на недвижимость (жилья размером от 100 кв. м и участка размером 0,25 Га на человека) в сумме 1% ее рыночной стоимости с зачислением его в региональные и местные бюджеты». Эксперты считают, что повышение налога на дивиденды не принесет большой пользы российской экономике, поскольку рост налогов на дивиденды не сможет покрыть выпадающие доходы бюджета из-за снижения страховых взносов. «Прохоров предлагает снизить страховые взносы сразу на 9%, до 20–25%. Таким образом, отчисления в страховые фонды уменьшаются гораздо больше, чем урезаются доходы от дивидендов – всего на 4%. В таком случае расходы государства на пенсионное обеспечение вырастут точно, и страховые фонды обанкротятся без компенсации выпадающих расходов», – прокомментировал партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Что касается замены НДС налогом с продаж, то эта идея хорошая, но она далеко не новая и к снижению налоговой нагрузки никак не приведет. Главное отличие двух налогов в том, что налог с продаж относится к региональным доходам, а НДС оперируется федеральным центром. Именно в этом многие эксперты усматривали одну из причин слабого развития экономик регионов.
«Чем больше самостоятельности по принятию финансовых решений имеют регионы, тем больше возможностей для развития будет у каждого из них. В случае с налогом с продаж власти субъектов РФ смогут самостоятельно решать, по какой ставке и какие отрасли нужно облагать налогом», – продолжил Липатов.
Тема введения налога на недвижимость обсуждается уже давно. Собственно, президент России Дмитрий Медведев в 2011 году поставил задачу ввести местный налог на недвижимость уже в 2012 году в регионах.
«Налог на недвижимость существует во многих развитых странах, и постепенное введение налога по низким ставкам необходимо, так как именно он является основой наполнения местных бюджетов. Именно поэтому в развитых странах маленькие городки такие чистые и ухоженные, – говорил ранее замдиректора Института экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Вадим Засько. – Однако механизм исчисления налога на сегодняшний день является не до конца проработанным, перечень льготных категорий не до конца определен».
Главным недостатком программы эксперты считают приблизительные расчеты, которые даются кандидатом. «В программе говорится о повышении акцизов на табак, алкоголь, но не уточняется, на сколько. Тем более что правительство уже давно разработало программу по увеличению этих сборов. Но даже при увеличении акцизов в два раза дефицит бюджета Пенсионного фонда покрыть не удастся», – прокомментировал эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский.
«У Прохорова нет механизма получения тех результатов, которые он задекларировал себе в плюс. Снизив налоги и увеличив расходы бюджета на несколько процентов, без проведения радикальных изменений в бюрократическом аппарате эффект от снижения ряда налогов может оказаться незаметным вовсе. Решить эти проблемы за один президентский срок можно только чудом или большой кровью», – считает Сергей Звенигородский.
Кроме того, эксперты не видят в программе Прохорова разработанного перехода от сырьевой модели экономики к инновационной. «Рост государственных расходов попросту невозможен в условиях кризиса в странах – потребителях энергоресурсов, за счет поставок которых российский бюджет формирует свою доходную часть. В условиях отсутствия плана по доходам очень трудно правдиво говорить о росте расходов», – отметил Липатов.