Министр финансов Антон Силуанов считает возможным ввести законодательные ограничения на осуществление наличных денежных расчетов в России.
Непонятно, как будут получать люди зарплату, пенсию и пособия там, где вовсе не предоставляются банковские услуги
«У нас доля наличных денег составляет 25% от общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах – около 15%, а в развитых – 7–10%», – сообщил Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме, передает РИА «Новости».
По его словам, это является одной из причин высокого уровня теневой экономики в России. Он напомнил, что, по данным Росстата, теневой сектор составляет порядка 30% ВВП РФ.
Эксперты отчасти согласны с Силуановым. «В этом есть доля правды, дело в том, что весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Те же самые взятки очень сложно провести по безналичному расчету», – комментирует начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
«Если бы все покупки крупные, все зарплаты перевести в безналичную форму, было бы можно увеличить и налоги», – предложил министр.
При этом глава Минфина считает возможным установить соответствующие ограничения на законодательном уровне. «Это можно было бы вменить и через нормативно-правовое поле», – сказал Силуанов.
«Одним из самых важных факторов, препятствующих распространению безналичных расчетов, является не развитая за пределами крупных городов банковская инфраструктура (банкоматы, терминалы по приему платежей). Неразвитая инфраструктура, в свою очередь, приводит к высоким издержкам и комиссиям, которые непосредственно ложатся на физических лиц. Кроме того, не способствует становлению безналичных расчетов низкий уровень финансовой грамотности населения», – комментирует начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.
«Банкоматы еще не дошли до каждого россиянина. Есть еще населенные пункты, в которых нет даже банка. Соответственно, непонятно, как будут получать люди зарплату, пенсию и пособия там, где вовсе не предоставляются банковские услуги», – продолжил начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
Кроме того, эксперт считает, что заставить весь малый бизнес подключиться к платежным системам будет крайне сложно. «Это сопряжено с определенными затратами на покупку необходимых терминалов. Это ведь означает, что любой таксист, овощная палатка, павильон должны быть оснащены терминалами. Если такое случится, то стоит ожидать удорожания услуг и повышения цен на продукты питания», – комментирует Максим Осадчий.
Кстати сказать, ранее, еще при Алексее Кудрине, Минфин не поддерживал идею ограничения обращения наличных денег. Дело в том, что эта тема приобрела актуальность еще в июле 2011 года. Тогда председатель правления Сбербанка России Герман Греф направил письмо на имя премьера-министра России Владимира Путина, в котором предлагал сократить оборот наличных денег в России. Он также предлагал внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс, а также в закон о пенсиях, которые закрепили бы порядок выплаты пенсий и пособий через банковские карты.
Свои предложения Греф мотивировал тем, что из-за высокой доли наличных в денежном обороте Россия теряет до 1% ВВП в год.
В сентябре 2011 года на предложение главы Сбербанка отреагировал Минфин. Так, заместитель министра финансов Алексей Саватюгин заявил о том, что Минфин не поддерживает идею принудительного ограничения хождения на территории России наличных денег.
Министерство считает, что переход должен осуществляться естественным путем по мере развития банковской системы и увеличения популярности банковских карт. С другой стороны, платежи безналом должны становиться дешевле.
Отметим, что в среднем комиссия за безналичный расчет в России составляет порядка 2–5% от стоимости покупки. Эта комиссия делится между банком-эмитентом и платежной системой. Затраты на компенсацию берут на себя магазины. Особенно комиссия ощущается магазинами при оплате безналом крупных покупок, к примеру автомобилей.