Переговоры о списании долга КНДР – после трехлетнего перерыва – возобновились в июне 2011 года. С российской стороны в консультациях участвовали Внешэкономбанк и Минфин.
Огромный долг мешает налаживанию экономических связей между Россией и КНДР
Процесс урегулирования задолженности близок к завершению. Необходимые соглашения могут быть подписаны до конца этого года. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к Минфину.
Российская сторона предложила схему, по которой 90% долга списывается, а оставшиеся 10% должны быть использованы для реализации совместных проектов на территории Северной Кореи. На эту схему корейская сторона предварительно согласилась.
Предложение по списанию долга возникло по нескольким причинам. Во-первых, КНДР неплатежеспособна, взять с нее нечего, и Россия постоянно оказывает ей безвозмездную помощь продовольствием и топливом. Например, только в августе-сентябре этого года Россия в порядке гуманитарной помощи поставит Пхеньяну порядка 50 тысяч тонн пшеницы.
Во-вторых, огромный долг мешает налаживанию экономических связей между Россией и КНДР, ведь у нашей страны большие планы по части совместных проектов. Например, на встрече в Улан-Удэ президент России Дмитрий Медведев и глава КНДР Ким Чен Ир договорились о создании специальной комиссии для развития сотрудничества трех стран в газовой сфере. Речь идет о строительстве газопровода, по которому российский газ будет поставляться в Южную Корею через территорию Северной.
В-третьих, все прежние попытки договориться (в том числе Россия пыталась привлечь Северную Корею к переговорам в рамках Парижского клуба кредиторов) провалились. КНДР из политических соображений игнорирует все международные структуры, соглашаясь контактировать исключительно с нашей страной как основным кредитором. При этом корейцы раньше не соглашались возвращать никакую, даже весьма малую часть долга деньгами и настаивали на его полном списании.
В самом Минфине информацию о возможном списании северокорейского долга не подтвердили, отметив, что «консультации по урегулированию задолженности возобновились, но решение пока не принято». Помимо России, Северная Корея должна еще десятку стран, и долг этот также исчисляется миллиардами долларов.
В 2007 году эксперты оценивали северокорейский долг перед бывшим СССР в 8 млрд долларов, в 2009 году с учетом процентов – уже в 9 млрд долларов. МИД России отмечал, что обсуждение этого вопроса с корейской стороной ведется Минфином в вялотекущем режиме.
По мнению ответственного секретаря Центра исследования проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Федоровского, такое решение долговых проблем между Россией и КНДР устроило бы всех. «Аналогичная проблема была успешно решена практически со всеми должниками. Например, Вьетнаму часть долга мы списали, часть перевели в инвестиции, какую-то часть страна выплачивает нам товарами, услугами», – напомнил он.
В то же время Александр Федоровский отметил, что «списание долгов Северной Корее – акт в большей степени политический, нежели экономический». «Ресурсов или разработок, которые могли бы заинтересовать Россию, в КНДР нет. А непредсказуемость внешней политики и подверженность вспышкам гнева по отношению к Южной Корее, что нередко заканчивается стычками, делает коммунистическую республику малопригодной для совместных проектов», – объяснил эксперт.