Продлили срок
Вопрос о размере страховых взносов по-прежнему остается открытым. На совещании у президента Дмитрия Медведева чиновникам так и не удалось договориться о ставке отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Именно страховые взносы являются краеугольным камнем революционной реформы, обсуждение которой длится уже не первый год.
Снижение страховых взносов до 30% не решит проблемы ухода бизнеса в тень
Совещание у президента продолжалось за закрытыми от прессы дверями чуть более часа. Затем помощник главы государства Аркадий Дворкович вышел к журналистам сообщить, что налоги будут снижены не так, как предлагал президент. Но стало известно, что количество вариантов реформирования сократилось до двух, что уже неплохо. Вместе с тем окончательный выбор останется за премьер-министром Владимиром Путиным.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, первый вариант предполагает сохранение ставки 34% только для крупного бизнеса. Ставка для среднего бизнеса будет снижена до «уровня, близкого к 26%», а для малого производственного и социального бизнеса – до 16–20%.
«Второй вариант – это снижение ставки до 30%. В этом варианте ставка для малого производственного и социального бизнеса также снижается с 26% до более низкого уровня», – цитирует слова помощника главы государства РИА «Новости». По словам Дворковича, второй вариант также предусматривает снижение для малого производственного и социального бизнеса до 16–20%, в то время как средний бизнес будет платить ставку 30%.
Окончательное решение должно быть принято через две недели – до 22 июня. В ближайшие две недели чиновникам придется досконально просчитать экономический эффект и последствия для бюджета от проводимой реформы.
Полумера на два года
#{smallinfographicleft=435845}Вместе с тем Аркадий Дворкович посоветовал бизнесу не терять бдительности вне зависимости от принятого варианта в будущем. «Чтобы было понятно: это решение реально на два года», – сказал он.
«Потому что нам предстоит дальше в целом рассматривать, что будет с налоговой системой, с пенсионной системой, составляющими вообще экономической политики», – цитирует слова Дворковича Reuters.
Напомним, что кабинет министров еще 1 июня должен был представить Дмитрию Медведеву согласованный вариант снижения страховых взносов. Такую задачу поставил глава государства чиновникам, выступая 30 марта на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске. Он отметил, что «ставка взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности».
На заседании президиума правительства 4 апреля премьер-министр Владимир Путин поручил министру финансов Алексею Кудрину «предоставить конкретные механизмы и параметры снижения страховых взносов с 1 января 2012 года». «Очевидно, что фискальное бремя нужно снижать. У предприятий, бизнеса должно оставаться больше ресурсов для развития», – сказал тогда Владимир Путин.
Отметим, что единый соцналог (ЕСН) был заменен страховыми взносами 1 января 2010 года. Работодатели отчисляли за каждого работника 26% от фонда оплаты труда до тех пор, пока заработок работника не достигнет 415 тысяч рублей с начала года. После этого размер взноса составлял 0%. Регрессивная шкала, действовавшая при ЕСН, была отменена. С 1 января 2011 года отчисления во внебюджетные фонды увеличились до 34%. Работодатели должны отчислять взносы за каждого работника, пока его зарплата в течение года нарастающим итогом не достигнет 463 тысяч рублей.
По оценкам работодателей, повышение отчислений в социальные фонды привело к замедлению роста официальных зарплат и удвоению «теневых» выплат. Как сказал председатель общероссийского общественного объединения «Деловая Россия» Борис Титов, когда вводилась эта мера, ожидался рост поступлений в Пенсионный фонд России на 30%, но этого не произошло.
«При этом мы видим, что теневые зарплаты растут. Мы замеряем (показатель) раз в квартал, в марте был рост вдвое по сравнению с декабрем», – сказал Титов. Таким образом, данное решение не только не дало положительного эффекта, но и привело к негативным тенденциям, констатировал Борис Титов.
Можно снизить больше
Вместе с тем эксперты считают, что страховые взносы можно не только вернуть на прежние 26%, но и снизить до 22%. Причем Пенсионный фонд от такой реформы только выиграет. С таким революционным предложением выступил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Он предлагает осуществлять пенсионную реформу, основываясь на три возрастные группы: младшую – до 63 лет, среднюю – до 73 и старшую. У каждой из трех групп разные потребности. К примеру, до 63 лет человек может и хочет работать. Человеку до 73 лет важен размер пенсии, а старше этого возраста принципиальное значение имеет не размер пенсии, а социальные гарантии и наличие бесплатных лекарств. Сейчас такой дифференцированный подход не применяется. По идее ЦСР, его применение позволит удовлетворить не только потребности пенсионеров, но и снизить нагрузку на Пенсионный фонд.
То есть основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет – до 60% утраченного заработка вместо нынешних 36%. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на ПФР позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26% фонда оплаты труда до 22%, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год.
В итоге дефицит Пенсионного фонда удается зафиксировать на «разумном» уровне 2,5–3% ВВП. «В перспективе, когда начнут выходить на пенсию работники, пенсия которых была сформирована накопительным путем, дефицит значительно сократится. Примерно он сократится на 7–8%, именно эти деньги мы направляем на лекарственное обеспечение. Эти деньги нужны, чтобы дать лекарства на амбулаторное лечение пожилых людей. Поэтому реформа досрочных пенсий и программы обеспечения бесплатными лекарствами пенсионеров тесно между собой связаны, там все синхронизировано», – пояснил газете ВЗГЛЯД Михаил Дмитриев.
Оба варианта неудачны
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров не видит логики в предложениях правительства. По его мнению, все это показывает, что страховые взносы становятся налогами. Оба варианта решения проблемы крайне неудачны.
«Снижение страховых взносов до 30% не решит проблемы ухода бизнеса в тень. А реализация второго варианта пенсионной реформы, который предполагает сохранение ставки в 34% для крупного бизнеса, лишь усугубит дело. Это вызовет свободную систему трактовок отчисления страховых взносов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговиков», – отмечает Владимир Назаров.
По мнению Назарова, правильным было бы установить ставку соцвыплат на уровне 27% для всех видов бизнеса.
С ним отчасти солидарен аналитик юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Высокими ставками недовольны представители как крупного, так и среднего бизнеса. Причем малый и средний бизнес более чувствителен к повышению налогов – предприниматели в этом случае либо бегут в теневой сектор экономики, либо закрывают свое дело вообще. Поэтому проявление дифференцированного подхода к этой проблеме как минимум обязательно», – говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Вместе с тем эксперт указывает на подводный камень дифференцированного подхода – крупный бизнес может ограничиться в росте. «Поэтому дифференцированный подход в совокупности с установлением льгот для крупных предприятий за участие в социальных программах был бы весьма кстати», – предлагает Дмитрий Липатов.
Управляющий партнер юридической компании «Приоритет» Армен Бахтин считает, что применение дифференцированного подхода приведет к росту малых и средних предприятий. «Если ставка будет снижена для среднего и малого бизнеса, многие крупные компании переведут всех сотрудников в небольшие – просто откроют дополнительный десяток новых ООО с уставным капиталом в 10 000 рублей», – говорит Армен Бахтин.
Как закрыть дыру в бюджете ПФР?
Снижение страховых взносов в социальные фонды с 34% до 26% увеличит дефицит пенсионной системы. Так, еще в конце марта премьер-министр Владимир Путин заявил о том, что размер выпадающих доходов в случае снижения ставок страховых взносов до прежних 26 процентов составит от 400 до 800 млрд рублей. Соответственно, их необходимо тем или иным образом компенсировать.
Решить проблему дефицита бюджета ПФР эксперты предлагают путем увеличения других видов налогов и сборов.
Что касается дефицита бюджета ПФР, то эту проблему в основном придется решать государству. «При понижении страховой ставки до 26% бюджет фонда потеряет около 1,3% ВВП. А это не так уж и много для ПФР. Поэтому государство будет повышать пенсии за счет акцизов и увеличения НДС», – говорит Владимир Назаров.
Армен Бахтин считает также логичным пополнять бюджет за счет других налогов и сборов, которые позволяют ограничивать сверхприбыли крупных добывающих предприятий и предприятий первичной обработки, а также акцизы на такие товары, как алкоголь и табак.
«Если фонды оптимизируют расходы на содержание собственного аппарата (а это немалые суммы), то освободившиеся средства можно направить на финансирование пенсий и иных социальных обязательств. Кроме того, повышение акцизов также поможет решить проблему», – говорит Дмитрий Липатов.