У России возникли новые проблемы при вступлении в ВТО, рассказал близкий к переговорам чиновник. У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки. По словам чиновника, они не соответствуют требованиям ВТО, пишут «Ведомости».
У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промсборки
Россия просит сохранить временно льготы для инвесторов, заключивших соглашения о промсборке по новым, принятым весной правилам. Срок переходного периода чиновник не уточняет. Для проектов, которые реализуются по старым правилам, переходный период до семи лет давно одобрен.
Режим промсборки предусматривает льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей компаниями, подписавшими соглашения с Минэкономразвития. Взамен они обязались создать в России сборочные заводы мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год и в течение нескольких лет сократить список импортируемых автокомпонентов на 30% за счет их локализации в России.
В начале этого года правительство утвердило изменения в правилах промсборки, предложив продлить действие соглашений до 2020 года. Для этого компании, подписавшие дополнительные соглашения, должны были построить новые или реконструировать имеющиеся мощности объемом не менее 300 тыс. автомобилей в год, создать в России производство двигателей или коробок передач, а также организовать конструкторские бюро.
Предварительные соглашения по новым правилам подписали альянс «АвтоВАЗа» с Renault и Nissan, альянс Ford и «Соллерса», а также Volkswagen, General Motors, Fiat и Magna.
Сейчас Россия ведет переговоры с ЕС. Пока Москва не собирается отказываться от льгот по новым соглашениям. Премьер Владимир Путин поручил не выполнять требования ВТО в ущерб национальным интересам до вступления в организацию. «На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем?» – заявил в апреле глава правительства.
Режим промсборки для Минпромторга и экономики России достаточно важен. Сотрудник одного из производителей говорит, что если его отменить, то это будет удар для подписавших соглашения, пропал бы смысл локализовать производство автомобилей, компоненты можно было бы завозить откуда угодно.
Более того, исчезли бы стимулы развивать сборочные производства в России: глобальным автоконцернам проще было бы импортировать автомобили, чем строить здесь новые мощности.
Вступлению России в ВТО может также помешать Грузия. Тбилиси выдвигает требования, согласно которым на абхазском и южноосетинском участках границы с РФ должен быть восстановлен грузинский таможенный контроль. Между тем, по данным СМИ, Россия предлагает Тбилиси некий компромиссный вариант, не предполагающий физическое присутствие грузин на границе. При этом Грузия будет получать информацию о товарообороте на участках границы этих республик с Россией.
Россия пытается присоединиться к ВТО с 1993 года. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что Россия может стать членом ВТО в 2011 году. При этом вице-премьер Сергей Иванов в начале апреля говорил, что, в общем-то, Россия имеет массу преимуществ, даже не состоя в ВТО. «При всей важности вопроса и мнения правительства России, что нам надо вступать в ВТО, такого единодушия в нашей промышленности нет», – сказал он.
«Потому что очевидно, что некоторые отрасли сильно просядут, а некоторые выиграют, и это вопрос баланса интересов. Но я считаю, что даже для наших отсталых отраслей промышленности членство в ВТО будет выгодно, потому что это просто заставит их либо умереть, либо модернизироваться», – сказал он, подчеркнув, что другого способа мотивации просто нет.