Премьер-министр Владимир Путин в четверг на заседании президиума правительства рассказал, как необходимо решить проблему дефицита бензина в России. Он поручил исполняющему обязанности министра энергетики Сергею Кудряшову до конца четверга представить проект постановления о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты.
Государство пытается найти баланс, чтобы нефтекомпаниям одинаково прибыльно было продавать нефтепродукты и на экспорт, и внутри России
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пояснил, что Путин поручил Минэнерго подготовить проект постановления о повышении пошлин только на бензин. По его словам, таможенные пошлины на экспорт бензина повысятся уже с 1 мая. При этом размер увеличения пошлины пока не известен, но она будет повышена не до заградительного уровня, уточнил Песков. Одновременно с этим премьер-министр попросил Минэнерго и Минфин проработать возможное снижение для нефтяников налоговой нагрузки, а именно НДПИ и акцизов. Премьер признал, что предстоящее повышение вывозных пошлин на нефтепродукты увеличивает нагрузку на этот сектор, в связи с чем и необходима корректировка налогов.
#{smallinfographicleft=452747}Путин поручил также сдвинуть сроки перехода российских нефтеперерабатывающих заводов на стандарты Евро-3 и Евро-4. Он потребовал представить ему список всех топливно-сбытовых компаний. По его словам, с ними нужно выработать такие отношения, «чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит».
Напомним, что в минувшие выходные в ряде российских регионов были отмечены случаи ограничения продажи топлива на АЗС. Первым о топливном кризисе заявил Алтайский край, где не работала большая часть независимых АЗС. Половину заправочных станций в регионе контролируют Роснефть и «Газпром нефть».
К понедельнику нехватку топлива отметили в более двух десятках российских регионов. По данным Российского топливного союза, неблагоприятная ситуация сложилась в Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Новокузнецке, на Сахалине и в других регионах страны. Проблема дошла до Москвы и Подмосковья и ожидалась экспертами в Санкт-Петербурге.
Замглавы Минэнерго Кудряшов отчитался в четверг перед Путиным, что в настоящее время еще есть проблемы по высокооктановым бензинам, и основной причиной является то, что экспорт данного вида нефтепродукта увеличился на 67%.
«Причина – существующая на сегодняшний день премия внутреннего рынка к экспортной альтернативе (составляет) минус 2–3 тыс. рублей на тонну в разных регионах. Второе – часть наших заводов в настоящее время еще не готовы полностью выполнять условия регламентов, которые вводят евро-3 с 1 января этого года», – заявил Кудряшов.
Кроме того, по его словам, часть независимых производителей ожидают коррекции на внутреннем рынке цен в сторону повышения и в связи с этим частично придерживают нефтепродукты.
В свою очередь, по данным ФАС, в настоящее время механизм продажи бензина через биржу не работает, и существуют серьезные подозрения, что многие сделки совершаются как фиктивные.
Эксперты говорили, что причиной топливного кризиса в некоторых областях России стал слишком большой разрыв между внешними и внутренними ценами на бензин. Осенью правительство заморозило рост цен на бензин внутри России, однако мировые цены на нефть стали расти быстрыми темпами. В итоге нефтяным компаниям стало намного выгодней экспортировать нефть, а не продавать внутри России.
Чтобы дефицит бензина, разразившийся в некоторых областях России, не разросся по всей стране, Минэнерго решило запретить в мае нефтекомпаниям поставлять нефтепродукты на экспорт и потребовало продавать их только на внутреннем рынке. Ограничение касается только бензина, а не дизтоплива. Однако эта мера ручного управления – временная, которая лишь остановит на месяц расползание топливного кризиса по России.
#{smallinfographicleft=478338}Залатав таким образом дыры, Путин придумал, как исправить ситуацию в целом. Сделать это можно путем повышения экспортных пошлин на бензин, с одной стороны, и снижением НДПИ и акцизов для нефтяников – с другой, считает премьер.
От дефицита бензина в России с помощью таких мер страна действительно избавится, считают эксперты. Но если нефтяным компаниям станет выгодней продавать бензин внутри страны, чем экспортировать, то тут неизбежно может возникнуть побочный эффект – производство нефти может упасть, что приведет к сокращению бюджетных доходов. Таким образом, правительству надо повысить экспортные пошлины и снизить налоги для нефтяников таким образом, чтобы их доходы от экспорта нефти и продажи внутри России были равнозначными.
Эксперты считают, что это и пытается сделать сейчас государство. Повышение пошлин на нефтепродукты приведет к потерям прибыли для нефтекомпаний, однако эти потери предлагается компенсировать за счет снижения акцизов и НДПИ. «И эта мера может быть действенной», – говорит газете ВЗГЛЯД отраслевой эксперт УК «Капиталъ» Виталий Крюков.
Государство пытается найти баланс, чтобы нефтекомпаниям одинаково прибыльно было продавать нефтепродукты и на экспорт, и внутри России. Для этого в июне также планируются изменения налогообложения в отрасли, замечает Виталий Крюков.
«Государство намерено одновременно с повышением экспортных пошлин на нефтепродукты снизить экспортные пошлины на нефть. Грубо говоря, это означает, что прибыль в добыче при продаже сырой нефти вырастет, а при переработке упадет. При этом пошлины на нефтепродукты будут расти дифференцированно, то есть на темные продукты пошлины вырастут сильнее, что будет стимулировать инвестиции в производство светлых продуктов, то есть бензин и дизтопливо. То есть изначально государство планирует увеличить бремя на переработку и снизить его на добычу нефти. За счет этого падения производства произойти не должно», – считает эксперт.
«Государство пытается найти баланс путем такого административного регулирования. Потому что когда государство вмешивается в рынок, это всегда приводит к перекосам. Мы видим, к чему это привело сейчас – к дефициту топлива внутри страны, к тому, что оптовые цены порой выше, чем в рознице. Государству нужен рыночный механизм формирования цены, потому что без формулы цены ему не удается эффективно регулировать рынок», – считает Виталий Крюков.