На повестке дня не менее 30 мер политики, связанной с продовольственной безопасностью, сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак в кулуарах встречи министров финансов и глав центробанков G20 в Вашингтоне.
Рост цен на продукты замедлится, но остановить эту тенденцию не удастся, поскольку энергоносители стремительно дорожают
По его словам, речь идет о попытке консолидировать сбор информации о запасах урожая, об их маршрутах доставки, о перспективах нового урожая. Сергей Сторчак подчеркнул, что попытка решений проблемы нехватки продовольствия на таком уровне предпринята впервые в истории.
Страны G20 рассмотрят большой пласт вопросов, начиная от оказания финансовой поддержки и передачи технологий от развитых стран развивающимся до проблематики связи продовольственного рынка с производными финансовыми инструментами, с помощью которых страхуются риски неурожая.
Кроме того, сейчас рассматривается предложение применить к рынку продовольствия инициативу «Джоди» (JODI) о распространении статистических данных о запасах нефти. «Многие считают, что эти потоки информации даже более чувствительны для рынка продовольствия, чем для рынка нефти», – цитирует Сергея Сторчака «Интерфакс».
По словам замминистра, страны G20 также прорабатывают инициативы введения кодекса поведения для национальных агентств, уполномоченных по зерновым интервенциям, накоплению запасов для решения проблем рынка либо для чрезвычайных ситуаций.
За время председательства Франции в G20 был поднят большой методологический пласт по обеспечению продовольственной безопасности, напомнил Сергей Сторчак. Однако главными в этой теме остаются министры сельского хозяйства. «Большая подготовительная работа у них проведена, судя по тем документам, которые я видел», – отметил Сергей Сторчак.
По словам директора департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максима Тищенко, меры G20 улучшат непростую ситуацию с продовольствием, которая сложилась в последнее время. Но все это не может предупредить последствия от стихийных бедствий, когда, например, после пожаров сгорает все зерно. Скорее, это поможет более качественно перераспределять товарно-сырьевые потоки и оказывать поддержку сельхозпроизводителям, чтобы они могли собирать больше урожая и применять новые технологии. Кроме того, это поможет беднейшему населению получать минимальный продовольственный пакет.
«Рост цен на продукты замедлится, но остановить эту тенденцию не удастся, поскольку энергоносители стремительно дорожают, а альтернативные источники электроэнергии найти очень сложно», – заключает эксперт.
Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский полагает, что участникам G20 необходимо большее внимание уделять эмиссионной политике одного из членов «двадцатки», а конкретнее США. Именно действия монетарных властей этой страны привели к невиданному взлету цен почти на все биржевые товары – от пшеницы, хлопка до мяса, сахара и какао-бобов.
Бесконтрольная накачка мировой экономики долларами приводит к тому, что крупнейшие бенефициары этой политики – инвестиционные банки – вкладывают полученные от правительства США средства в спекуляции на товарных биржах. Все это приводит к взлету цен в общемировом масштабе. Такая недальновидная политика уже вылилась в протесты в арабских странах.
«Проблема продовольственной безопасности стоит не только перед Тунисом, Сирией, Египтом и Ливией. Галопирующие цены на продовольствие испытывают на прочность режимы других развивающихся и развитых стран. Однако корень проблемы лежит вовсе не в Европе или Азии – он находится на Уолл-Стрит. Именно туда стоит обратить свои взоры лидерам G20», – уверен Алексей Вязовский.
Мир не находится на грани дефицита продовольствия, отметила аналитик «Инвесткафе» Оксана Лукичева. По ее мнению, недостатка в продовольствии нет, есть искусственно раздутые цены в связи с программой стимулирования развития экономики рядом стран, в том числе США. Происходит мощная накачка экономики деньгами, что порождает инфляционную спираль, а большая часть средств переходит в сырьевые рынки.«G20 осознает, что проблема высоких цен на продовольствие отнюдь не находится под влиянием только фундаментальных факторов. Прошлый год был неурожайным в ряде государств, но это всего лишь снизило накопившиеся на рынке запасы. Сезон 2011–2012 ожидается с гораздо лучшими результатами за счет расширения посевных площадей под продовольственными культурами в мире. Кроме того, продовольственные рынки находятся под влиянием таких идей, как производство биодизеля, резкий рост населения, что периодически «гонит» цены вверх, но фундаментально не вносит существенных изменений в балансы рынков», – говорит Оксана Лукичева.
Она считает, что консолидация потоков информации по рынкам продовольствия в мировом масштабе скажется положительно на ценообразовании. Впрочем, сейчас каждое государство с периодичностью публикует оценки урожая, статистику, аналитические агентства, специализирующиеся на продовольственных рынках, предоставляют прогнозы по урожаям и прочие статистические данные, поэтому вряд ли можно сказать, что рынок испытывает информационный голод.
Напомним, по данным Всемирного банка, в результате роста цен на продукты питания число людей, живущих за порогом бедности, достигло 1,2 млрд человек. Общая численность людей, живущих на 1,25 доллара в день (таково значение порога бедности по определению ВБ), достигла 1,2 млрд человек.
«Продовольственные товары продолжают дорожать. Индекс цен на продукты питания, которые рассчитывает Всемирный банк, увеличился с октября 2010 года по январь 2011 года на 15%», – сообщается в докладе ВБ. Специалисты отмечают, что в первую очередь растут цены на продукты повседневного спроса: пшеницу, кукурузу, сахар, масло и рис.