Федеральная антимонопольная служба начинает борьбу с завышенными тарифами банков за оплату услуг ЖКХ, сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров на банковском форуме Ассоциации региональных банков России, передает «Интерфакс».
Люди не поедут за тридевять земель в некий «Лютик-банк» оплачивать услуги ЖКХ и экономить на этом копейки
По его словам, служба провела проверку в ряде областей России, в том числе в Московской области, и обнаружила, что практика взимания оплаты за услуги ЖКХ банками ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг. Ситуация на рынке приводит к тому, что россияне фактически платят двойную комиссию за оплату коммунальных услуг в банке.
При этом правительство с нового года вывело комиссионные из тени, чтобы потребитель мог видеть сумму сбора за оплату услуг и самостоятельно выбирать банк с более выгодной комиссионной ставкой. Комиссия Московского банка Сбербанка составляет, к примеру, 2% при оплате жилищно-коммунальных услуг по единому платежному документу в отделениях банка и 0,5% – через удаленные каналы доступа.
Потребитель и ранее платил эту комиссию, просто она была не видна: сборы были заложены в стоимость электроэнергии. В Москве с банками рассчитывался, например, ГУИС Москвы и поставщик электроэнергии «Мосэнергосбыт». Согласно новым правилам, введенным правительством с нового года, из коммунальных тарифов банковский процент исключается, теперь банки самостоятельно взимают эту комиссию. Таким образом, у россиян появилась возможность выбрать банк с наиболее низкими комиссиями и оплатить квитанцию там.
Однако то, что делалось для горожан, обернулось в итоге против них. В ФАС выяснили, что компании – поставщики услуг ЖКХ зачастую заключают договоры с отдельными банками для оплаты услуг. При этом банки получают от компаний ЖКХ свои 1,5–2% вознаграждения. Однако когда потребитель приходит в этот банк, с него снова берут комиссию за оплату коммунальных платежей. «Фактически мы платим двойную комиссию», – заявил Кашеваров.
Кроме того, ФАС обнаружила нарушение конкуренции среди банков. Нередки случаи, когда потребитель получает платежное поручение с нанесенным на него штрихкодом, что обязывает его оплачивать квитанцию лишь в конкретной кредитной организации. Таким образом, у потребителя услуг нет выбора, и конкуренция на рынке банковских услуг нарушается.
«Этот рынок должен быть конкурентным, тот, кто берет меньшую комиссию, тот и должен принимать платежи населения», – подчеркнул заместитель главы ФАС.
«Предполагаю, что мы нашли малый, но ресурс для снижения коммунальных тарифов. Пусть на 2%, но это может помочь не только населению, но и банкам участвовать в конкуренции на рынке», – добавил Кашеваров.
ФАС планирует возбуждать дела по взиманию двойной комиссии за услуги ЖКХ в целом по стране. Ведомство предписало не включать в состав затрат банковские комиссии. По мнению Кашеварова, возбуждение дел по завышенным комиссиям по стране заставит власти отреагировать в ближайшей перспективе.
«Предложение ФАС едва ли сыграет какую-то заметную роль в сложившейся ситуации. Большинство людей по-прежнему будут выбирать банк исходя из его территориальной доступности, близости к их дому, – считает финансовый директор фонда «Народная Инициатива» Владимир Васин. – И, конечно, люди не поедут за тридевять земель в некий «Лютик-банк» оплачивать услуги ЖКХ и экономить на этом копейки. Поэтому ситуация может измениться только тогда, когда поменяется менталитет и люди начнут активно пользоваться виртуальными способами оплаты услуг ЖКХ».
Нарушение конкуренции при оплате услуг ЖКХ банки мало беспокоит, потому что клиенты, которые приходят в банк оплатить «коммуналку», им не очень интересны. «Банки при оказании подобных услуг зарабатывают незначительные для них суммы, поэтому какой-то серьезной конкурентной борьбы за таких клиентов среди игроков банковского рынка не возникнет», – говорит Васин.
Более того, физическое посещение клиентом отделения банка для оплаты квитанции оказывает негативное влияние на работу банка. В конце месяца в отделениях собираются пенсионеры, которые фактически парализуют его работу. «Разумеется, такие очереди плательщиков услуг ЖКХ не могут не отпугивать гораздо более рентабельных клиентов банка, проводящих крупные платежи, оплачивающих серьезные счета, – таких клиентов раздражают эти бесконечные очереди. Именно поэтому банк и вводит увеличенную комиссию при осуществлении платежа «по старинке», посредством физического посещения отделения банка», – говорит эксперт. Во вторник глава контрольного управления президента Константин Чуйченко раскрыл факты мошенничества в сфере ЖКХ. Только в Центральном федеральном округе мошенники вывезли за границу 25 млрд рублей из тех средств, которые были выделены государством на ЖКХ. Притом что общий объем финансирования сферы ЖКХ по стране в целом составляет 230 млрд рублей в год.
Президент Дмитрий Медведев назвал это воровством и потребовал провести тотальную проверку в сфере ЖКХ и выявить все финансовые нарушения. Причем заняться этим делом, по его мнению, должны не только правоохранительные органы (Следственный комитет, Генпрокуратура и МВД), но и губернаторы и полпреды. Ведь за муниципалитеты отвечают не только руководители муниципальных образований, но и главы регионов, подчеркнул глава государства. Тем самым президент возложил на губернаторов дополнительную ответственность. Теперь они должны следить и за злоупотреблениями в сфере ЖКХ.
Эксперты считают, что масштабы хищений на самом деле больше той цифры, которую назвали президенту, так как «те или иные злоупотребления имеют место, наверное, в 99% муниципалитетов».
Кремлевская проверка выявила также необоснованный рост тарифов на «коммуналку», который происходит вследствие того, что компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Проверка также показала, что в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.
В конце января Генпрокуратура уже отчитывалась об огромном количестве нарушений закона, связанных с тарифами ЖКХ. За прошлый год было выявлено почти 100 тыс. нарушений. Как выявила проверка, чаще всего в квитанцию за «коммуналку» включались неоправданные расходы. Тогда же премьер Владимир Путин потребовал ограничить рост тарифов 15%.