Россия готова в случае возникновения новых проблем с Турцией по вопросу прокладки морской части «Южного потока» через турецкую часть Черного моря проработать другие варианты поставки газа по этому газопроводу в Европу, заявил «Интерфаксу» посол РФ в Анкаре Владимир Ивановский.
Россия хочет добиться от Турции официального заявления о принципиальном согласии на прокладку газопровода «Южный поток» по дну Черного моря
Так дипломат ответил на вопрос о том, можно ли идею строительства предприятия по сжижению газа на побережье Черного моря назвать одним из альтернативных путей поставок российского газа в Европу по «Южному потоку» в случае возникновения новых препятствий для прокладки подводного участка газопровода по турецкой части Черного моря.
На прошлой неделе Владимир Путин поручил Сергею Шматко проработать вопрос о строительстве мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) на побережье Черного моря в дополнение к проекту «Южный поток». В качестве поставщиков сырья на завод может выступить не только Газпром, но и другие компании, ведущие добычу на юге России, например ЛУКОЙЛ и Роснефть. Владимир Ивановский добавил, что Россия хочет добиться от Турции официального заявления о принципиальном согласии на прокладку газопровода «Южный поток» по дну Черного моря в исключительной экономической зоне Турции.
По словам дипломата, окончательные решения относительно того, где будет проложен трубопровод, будут приняты после исследований. Дипломат пояснил, что в данном случае речь идет об исследованиях, проведение которых необходимо для предоставления Турции дополнительной информации, чтобы окончательно утвердить маршрут морской части газопровода.
«У Турции возникли некоторые вопросы, связанные, прежде всего, с точными координатами прохождения будущей трассы газопровода. Соответствующие документы и материалы турецкой стороне были предоставлены, но Анкара попросила ряд дополнительных сведений», – сказал Владимир Ивановский. Он отметил, что исследования могут начаться в течение полутора месяцев.
Газопровод «Южный поток» должен пройти через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Производительность морского участка «Южного потока» составит до 63 млрд кубометров в год. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода запланирован на конец 2015 года.
Энергетическая тема обсуждается на переговорах главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным в Москве в среду.
Сейчас Турция закупает 64% потребляемого газа у России, а также 40% нефти. Ее основной интерес заключаются в получении скидок на российский газ и смягчении условий принципа «бери или плати», который действует сейчас.
У России нет необходимости торопиться закончить эти переговоры в кратчайшие сроки, поскольку существующих мощностей по экспорту российского газа в Европу более чем достаточно, полагает аналитик Альфа-банка Александр Беспалов. Кроме того, идет строительство газопровода «Северный поток».
Возможно, Турция рассчитывает получить определенные преференции по итогам этих переговоров (например, дополнительные уступки по контрактам на газ или по другим проектам), однако нельзя сказать, что Россия сразу пойдет навстречу.
Александр Беспалов считает строительство предприятия по производству СПГ на побережье Черного моря более разумным вариантом, поскольку экспортные возможности такого терминала будут распространяться не только на Европу, но и на США, а также на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Очевидно, что по вопросу трубопроводов идет большой торг. Турция хочет получить максимальные инвестиции и максимальный тариф, Россия – наоборот, – отметил аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. – Данный процесс напоминает восточный базар: стороны будут громко кричать, долго торговаться, периодически хлопать дверью и отказываться от реализации проекта, но в итоге до чего-то договорятся».
Исходя из здравого смысла, и России, и Турции выгодно реализовывать трубопроводный проект. От этого выигрывают обе стороны, говорит Дмитрий Адамидов. В то же время эксперт выразил сомнение, что Россия на данном этапе всерьез рассматривает альтернативные варианты реализации проекта – они более дорогие, и там российскую сторону ждут не менее сложные переговоры, например с Болгарией или Румынией.
Кстати, Россия также ведет с Турцией переговоры по строительству нефтепровода Самсун – Джейхан. Турецкая сторона пока не дала своего согласия на его строительство по своей территории, чего от нее ожидали еще в прошлом году. Нефтепровод рассчитан на прокачку 60–70 млн тонн нефти в год, что позволит транспортировать ее в обход проливов Босфор и Дарданеллы. В рамках этого проекта Россия и Турция рассматривают возможность строительства нефтеперерабатывающего завода в Джейхане.