Shell хочет добавить еще один терминал по производству сжиженного природного газа (СПГ) на проекте «Сахалин-2», вложения в который уже превысили 22 млрд долларов. Новые мощности позволят увеличить экспорт сахалинского СПГ на 50%.
Президент Royal Dutch Shell Питер Воузер и глава Газпрома Алексей Миллер уже установили сроки окончания переговоров
В настоящее время компания выбирает зарубежные активы, которые сможет предложить Газпрому для того, чтобы получить поддержку, пишет во вторник Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Переговоры между Газпромом и крупнейшим нефтегазовым концерном Европы Royal Dutch Shell начались после того, как стороны в ноябре прошлого года согласились расширить сотрудничество. Президент Royal Dutch Shell Питер Воузер и глава Газпрома Алексей Миллер уже установили сроки окончания переговоров, говорит источник информационного агентства.
Кроме переговоров по «Сахалину-2» стороны обмениваются информацией о месторождениях нефти в Восточной Сибири, где они владеют СП Salym Petroleum («Салым Петролеум»). Ноябрьское соглашение включало в себя договоренность о возможном сотрудничестве по добыче нефти и газа в Западной Сибири, на Дальнем Востоке России и за рубежом. Кроме того, речь велась и о совместных проектах в нефтепереработке и розничном бизнесе в Европе.
Компания Shell – не единственный западный нефтегазовый концерн, ищущий альянса с отечественными компаниями для получения доступа к ресурсам России. Напомним, концерн BP заключил в середине января 2011 года соглашение о стратегическом партнерстве с Роснефтью.
Стороны договорились создать СП для разведки и добычи углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках российского шельфа Арктики. Доля BP в этом предприятии составит 33%. Ресурсы участков, на которых Роснефть и ВР будут работать совместно, оцениваются в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа.
Кроме того, договор предполагает взаимный обмен акциями, в результате которого Роснефть получит 5% обыкновенных акций ВР, а британский концерн – 9,5% акций Роснефти. Эту сделку одобрили премьер-министр РФ Владимир Путин и правительство Великобритании.
Совместное предприятие по добыче нефти на шельфе Черного моря Роснефть создала и с крупнейшим нефтегазовым концерном мира Exxon Mobil.
Газпром получил контроль над проектом «Сахалин-2» в 2006 году. До настоящего времени Газпром воздерживался от строительства терминала СПГ на «Сахалине-2», рассматривая возможность возведения полностью собственного аналогичного проекта недалеко от Владивостока.
Газпром нацелен на удовлетворение своих стратегических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, в частности, в проектах СПГ, однако список активов, предлагаемых в обмен на экспансию на Сахалине, еще не утвержден, говорят источники новостного агентства.
По данным РИА «Новости», в начале февраля этого года концерн Royal Dutch Shell начал производство сжиженного природного газа на проекте Qatargas 4 в Катаре стоимостью 20 млрд долларов. Первые поставки СПГ ожидаются в ближайшие несколько недель. Мощность завода составляет 7–8 млн тонн СПГ в год, а также 70 тыс. баррелей конденсата в день.
Кроме того, Shell добывает газ на месторождении «Гронинген» на северо-востоке Нидерландов. У концерна есть и проекты по добыче сланцевого газа в Китае. В настоящее время Shell инвестирует в развитие проектов по экспорту СПГ в Австралии. В течение следующих 10 лет концерн потратит на них 50 млрд долларов.
«Так как Газпром хочет стать главным игроком на мировом рынке СПГ, думаю, участие в австралийском проекте Shell наиболее логично», – говорит старший аналитик Bernstein Research Освальд Клинт.
Пресс-секретарь Shell Вера Сурженко подтвердила, что компании «рассматривают возможности» для сотрудничества, однако отказалась назвать активы, которые могут быть предложены Газпрому. В российской газовой монополии комментировать факт переговоров отказались.
Проект «Сахалин-2» разрабатывает оператор Sakhalin Energy, в котором 50% плюс одна акция принадлежит Газпрому, Royal Dutch Shell владеет долей 27,5% минус одна акция. Остальная часть акций находится у японских Mitsubishi Corp. и Mitsui & Co.
Напомним, мировые нефтегазовые концерны в настоящее время стремятся наращивать свою добычу газа. В январе этого года представитель Royal Dutch Shell заявил, что в 2012 году концерн впервые в истории произведет природного газа больше, чем нефти.
В прошлом году Exxon Mobil стал крупнейшим производителем газа в США. Концерн приобрел сразу две компании, занимающиеся добычей сланцевого газа: XTO Energy была куплена за 25 млрд долларов, а Ellora – за 695 млн долларов. Кроме того, Exxon Mobil за 575 млн долларов выкупил сланцевые активы у компании Petrohawk Energy.
По данным американской консалтинговой компании PFC Energy, концерн Royal Dutch Shell – четвертая по стоимости энергетическая компания мира. По итогам 2010 года эксперты оценили ее рыночную стоимость в 207,9 млрд долларов. Капитализация Газпрома на конец того же года составила 149,4 млрд долларов.