На совместном заседании общественного совета и совета по повышению прозрачности деятельности Росатома обсуждалась политика компании по противодействию коррупции.
Важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений
Главный вывод, к которому пришли первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, глава ГК Сергей Кириенко, директор Центра антикоррупционных исследований «Transparency International Россия» Елена Панфилова, состоит в том, что компании придется продолжать сообщать общественности о фактах коррупции.
«Росатом рискует, предавая огласке выявленные нарушения, и может столкнуться с мнением населения, что если столько правонарушений, значит, дела в отрасли обстоят плохо. Но мы для себя твердо решили, что если не будем выносить сор из избы, мы ничего не добьемся в борьбе с коррупционными проявлениями», – сказал Сергей Кириенко.
В заслушанном докладе начальника управления защиты активов Росатома генерал-лейтенанта милиции в отставке Виктора Братанова говорится, что с начала года к ответственности привлечены 48 руководителей предприятий компании. 12 человек из них уволены, также в правоохранительные органы было передано 12 комплектов документов для возбуждения уголовных дел.
Игорь Шувалов, являющийся также и председателем наблюдательного совета компании, сказал, что практику информирования общественности о результатах борьбы с коррупцией надо продолжать. По его мнению, сообщать о количестве выявленных нарушений и переданных сведений в правоохранительные органы, несмотря на риски, необходимо.
«Важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений и представление обществу таких сведений», – сказал на последнем наблюдательном совете госкорпорации первый вице-премьер.
Тем более что эту политику можно назвать эффективной. Согласно данным департамента коммуникаций Росатома, за три года произошло резкое снижение коррупционных нарушений со стороны руководителей предприятий. Число фактов распоряжения имуществом без согласия собственника сократилось в 6 раз, количество действий в интересах третьих лиц – в 8,5 раз, совершение сделок с заинтересованностью снизилось в 4,5 раза.
В свою очередь Елена Панфилова отметила, что пока до идеалов Росатому далеко, но сама настроенность на прозрачность в любом случае даст результат. «Очень важно, что в госкорпорации стремятся создать нулевую коррупционную толерантность. И никакие репутационные риски в краткосрочной перспективе не перевесят важность работы, которую сейчас проводят в Росатоме», – подчеркнула она.
Росатом – не единственная компания на российском рынке, которая готова «вынести сор из избы». Как писала газета ВЗГЛЯД, в прошлом году Сбербанк принял беспрецедентное решение: вывесить на своем сайте полный список всех сотрудников, уволенных за совершение противоправных действий. Их имена, места работы и основания для увольнения стали доступны всем желающим. Сначала в списке фигурировали 426 сотрудников, потом из-за юридических рисков его сократили до 88 имен.
Сейчас этого списка нет вообще, глава Сбербанка Герман Греф сказал, что «данный раздел выполнил свою воспитательную функцию». Но банк оставил за собой право возобновить его публикацию.
«Раскрывать данные о нарушениях внутри компаний абсолютно не характерно для России. Обычно это происходит лишь в тех случаях, когда идет борьба за власть внутри предприятий. О фактах коррупции или ошибках не информируют даже акционеров. До сих пор данные об откатах распространялись в основном в отношении зарубежных компаний, например IKEA и Merсedes», – сказал газете ВЗГЛЯД директор по корпоративным финансам компании Rye, Man & Gor Securities Арсений Даббах.
По его словам, «вынос сора из избы» будет полезным для отечественных предприятий, а их репутация от этого только улучшится.«Все понимают, что в России сильно коррумпированная экономика, и чем больше будет об этом заявляться, тем более здоровой будет бизнес-среда. Это также может положительно отразиться и на прибыли компаний. Дело в том, что все коррупционные схемы работают в интересах определенных лиц, и значительная часть выручки достается теневым структурам. Поэтому подобная открытость только увеличит обороты российских компаний», – отметил он.