Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин предложил создать отдельное агентство по контролю за госзакупками на базе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
В настоящее время, если деньги украдены, никто за это не отвечает
«Может быть, я вторгаюсь не в свою сферу деятельности, но давайте подумаем сейчас о создании, как в Штатах, агентства по контролю за закупками. Сделать это на базе Росфиннадзора», – сказал Степашин во вторник.
Логика чиновника исходит из того, что в Росфиннадзоре работают 7 тысяч хороших специалистов, которые могли бы контролировать данную сферу после вступления в силу закона о федеральной контрактной системе (ФКС).
Ранее, 11 октября, президент России Дмитрий Медведев поручил правительству в течение месяца подготовить предложения о создании новой структуры или наделении действующих ведомств полномочиями по оценке обоснованности и эффективности государственных закупок.
Поводом для такого поручения стал тот факт, что сейчас экономическую эффективность госзакупок никто в стране не контролирует, поскольку ни у кого нет таких полномочий. По словам начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко, нередки случаи закупок на законных основаниях одних и тех же товаров по ценам, которые отличаются друг от друга на десятки процентов.
О том, как на самом деле обстоят дела с контролем госзакупок, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель «Союза поставщиков государственного заказа» Максим Шишкин.
ВЗГЛЯД: Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин выступил с предложением создать отдельное агентство по контролю за госзакупками на базе Росфиннадзора. Насколько жестким должен быть такой контроль?
Максим Шишкин: Контроль – это единственное, что может избавить страну от коррупции. Дело даже не в законодательстве. К примеру, в Белоруссии вообще нет закона о тендерах. Есть маленькое постановление президента. Но там есть суровый контроль за расходами каждой копейки из государственной казны.
Несовершенное законодательство и отсутствие контроля приводят к глобальной коррупции.
ВЗГЛЯД: Ранее предлагалось передать контроль за госзаказом ФАС. На ваш взгляд, это логично?
М.Ш.: ФАС контролирует только саму процедуру заказа: правильно ли была подготовлена конкурсная документация, количество участников.
В самом законе не прописано, что ФАС должна контролировать госзакупки. Если чиновник объявит тендер на закупку сантехники из золота, то в этом случае ФАС ничего не сможет сделать. Могущество ФАС несколько преувеличено. Если мы говорим о коррупции и разбазаривании средств, то ФАС здесь ничего не сможет сделать.
ВЗГЛЯД: Тогда кто должен контролировать?
М.Ш.: Конечно, контролировать расходование денежных средств должно Министерство финансов, поскольку оно выдает деньги госзаказчикам. Если чиновник вместо автомобиля «Волга» за 300 тысяч рублей купил иномарку за 3 млн рублей, то тут должен вмешаться Минфин и взыскать по всей строгости закона.
ВЗГЛЯД: А что законы говорят по этому поводу? Разве та же Счетная палата не может контролировать госзакупки?
М.Ш.: Сложилась парадоксальная ситуация, ведь законы о контроле довольно суровые и серьезные. У нас есть, к примеру, статьи УК, предусматривающие до 5 лет лишения свободы за ограничение конкуренции на торгах. Но у нас такие нарушения происходят в день по 10 штук. Если бы закон работал, то у нас чиновники давно бы сидели, как в Белоруссии. Там все просто: если там чиновник украл 300 долларов, то он сразу сядет в тюрьму.
У нас много контролирующих органов – контрольно-ревизионное управление Минфина, Счетная палата, управление МВД по экономическим преступлениям. Надо просто заставить работать ту схему, которая есть. Если бы вся схема работала, то чиновники получали бы по три пожизненных срока при нарушении процедуры госзакупок.
ВЗГЛЯД: То есть новая структура не нужна вовсе?
М.Ш.: С моей точки зрения, новые структуры не нужны, поскольку в этом случае мы идем по пути размножения чиновничьих структур. На эту структуру опять будут выделены деньги, здания, они начнут обустраиваться за счет народных денег и, в конечном счете, наверное, сразу начнут воровать.
Нам нужно очень небольшое количество контролирующих ведомств, но которые были бы предельно честными. В конце концов, у нас есть прокуратура, ведь прокурорские проверки пока еще никто не отменял. Чтобы коррупция исчезла, достаточно двух звонков президента: один – в контрольно-счетную палату, второй – в МВД. Президент должен сказать: «Начинайте контролировать госзаказ». И все. Сейчас контролем никто не занимается.
ВЗГЛЯД: Весьма странно. По факту получается, что объявлена борьба с коррупцией, а на самом деле нет даже инструментов для этого.
М.Ш.: В настоящее время, если деньги украдены, никто за это не отвечает. Могу дать некий обобщенный пример из того, что я видел.
Чиновник объявляет безумно дорогой конкурс, где сумма сметы в три раза превышает реальные цены. Он объявляет конкурс и делает так, чтобы выиграл свой человек, поскольку остальных он просто не допускает к конкурсу. Естественно, оставшиеся 2/3 суммы он забирает себе. Контролирующие органы пишут письма проворовавшемуся чиновнику. В течение двух-трех недель идет активная переписка, потом энтузиазм иссякает – и все. Этим все и закончится. Потом чиновник скажет: «Ой, у меня тут такая проблема была. Три недели мы отписывались от прокуратуры и, конечно же, отписались». Эту фразу произносят тысячи чиновников в нашей стране. Никто реально к нему не придет и не возбудит уголовное дело, и тем более не посадит.