ОАО «Укртранснафта» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» договорились о гарантированных объемах прокачки нефти по трубопроводу «Одесса – Броды».
Мы получаем дополнительные отчисления в бюджет, а белорусская сторона получает гарантированный объем нефти
В течение ближайших двух лет по нефтепроводу будет прокачиваться по 4 млн тонн нефти ежегодно, сообщает «Интерфакс». Для сравнения: Россия ранее экспортировала в Белоруссию более 21 тонны нефти, большая часть которой перерабатывалась и шла на экспорт.
Как утверждает министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, договор БНК и «Укртранснафты» никак не затрагивает интересов России по транзиту нефти через Украину в Европу.
При этом украинская сторона не скрывает своего удовлетворения в связи с подписанием соглашения. «Новый маршрут транспортировки нефти и для нас, и для белорусских партнеров является очень важным: мы получаем дополнительные отчисления в бюджет, а белорусская сторона получает гарантированный объем нефти. Мы все довольны», – цитирует Бойко УНИАН.
Напомним, в ноябре прошлого года Минск и Киев подписали соглашение об использовании трубопровода «Одесса – Броды» в течение ближайших трех лет. Однако тогда компании не договорились о конкретных объемах прокачки нефти.
Белоруссия хочет использовать трубу, чтобы по ней качать венесуэльскую нефть. Экономия от трубопроводной схемы поставок по сравнению с применяемой сейчас железнодорожной составит 25–30 долларов за тонну.
В ноябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в 2011 году его страна намерена вдвое сократить закупки российской нефти. Остальное сырье Белоруссия закупит у Венесуэлы, которая подписала договор о поставках республике не менее 30 млн тонн нефти за три года. Переговоры Минска с Каракасом проходили как раз в то время, когда Белоруссия дискутировала с Россией по поводу взимания последней экспортных пошлин на нефть, поставляемую в республику.
Напомним, в 2010 году Россия ввела пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере 100% ее стоимости. Эта наценка действовала только на нефть, поставленную сверх квоты в 6,3 млн тонн. Такой объем был определен для внутренних потребностей Белоруссии.
В конце года Москва и Минск договорились, что вся нефть будет поступать в Белоруссию беспошлинно, а с нефтепродуктов, вырабатываемых на местных заводах, пошлина будет идти в российский бюджет.
Несмотря на это поставки российской нефти в Белоруссию были приостановлены с 1 января 2011 года. Если верить неофициальным данным, причиной прекращения поставок стало то, что стороны до сих пор не смогли договориться по цене.
Ранее сообщалось, что запасов в Белоруссии хватит только до конца месяца. Несмотря на это белорусские НПЗ продолжают работать на полную мощность. По данным источника «Интерфакса» в нефтеперерабатывающей отрасли, и на Мозырском НПЗ, и на «Нафтане» загрузка производственных мощностей составляет 100%. В сутки заводы перерабатывают примерно по 30 тыс. тонн нефти каждый.
По словам собеседника агентства, ни сами НПЗ, ни концерн «Белнефтехим», в подчинении которого они находятся, не прорабатывали мер по снижению загрузки мощностей до оптимального технологического уровня.
Правда, схемы работы заводов на минимальном уровне загрузки все-таки существуют. Источник уточнил, что они были отработаны в минувшем году, когда в январе были существенно сокращены поставки российской нефти на белорусские НПЗ, а альтернативное сырье отсутствовало.
По данным представителя белорусской нефтепереработки, на сегодняшний день запасы сырья на двух белорусских НПЗ позволяют заводам работать при полной загрузке «до середины следующей недели».
Для справки: нефтепровод «Одесса – Броды» был построен в 2001 году для прокачки каспийской нефти в обход России. В ноябре 2010 года российская компания «Транснефть» объявила, что с 2011 года планирует отказаться от нефтепровода.
Позднее компания забила тревогу из-за угрозы сбоев экспортных поставок российской нефти европейским потребителям в связи с запуском в аверсный режим нефтепровода «Одесса – Броды». Правда, перевод «Одесса – Броды» в аверс не вызвал негативных последствий, однако, как считают в «Транснефти», угроза остановки южной ветки нефтепровода «Дружба» все еще сохраняется.