Во вторник Счетная плата России обнародовала первые потери российского бюджета от начала действия Таможенного союза. По данным ведомства Сергея Степашина, изменение ставок тарифов, которые затронули более 10% общего импорта, привело к потере 158 млн долларов за первый квартал 2010 года.Вместе с тем Счетная палата отмечает, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет компенсирована за счет расширения налогооблагаемой базы, вызванного ростом экономической активности из-за интеграции. А Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и вовсе заявил о том, что выгода для экономик всех трех стран от объединения составит до 400 млрд долларов.
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев рассказал газете ВЗГЛЯД, почему Россия теряет деньги от начала работы Таможенного союза и когда начнет на нем зарабатывать.
«Таможенный союз идет на поддержку соседей»
ВЗГЛЯД: Во вторник Счетная палата подсчитала, что за первый квартал 2010 года убытки российского бюджета от Таможенного союза составили 158 млн долларов. Откуда такие цифры?
Андрей Суздальцев: На самом деле, я предполагал, что будут такие потери. Дело в том, что специфика рынков Казахстана и Белоруссии несколько отличается от российского рынка. В первую очередь, они очень слабы и небогаты, особенно белорусский.
#{smallinfographicleft=334738}Вообще, Таможенный союз идет на поддержку наших соседей, поскольку мы фактически открываем свой рынок. Но нужно учитывать, что экономики наших стран являются конкурентными – Казахстан и Белоруссия производят те же товары, что и Россия. Соответственно, открытие российского рынка невыгодно нашим товаропроизводителям.
ВЗГЛЯД: Есть и другие проблемы?
А. С.: Да – на границах Таможенного союза стоят не российские таможенники, а белорусские и казахстанские. То есть контроль за границами мы отдали в чужие руки. Напомню, таким же образом в конце 90-х при создании Таможенного союза между Белоруссией и Россией мы отдали контроль над границей Минску. В результате мы получили контрабанду, которая шла потоком через Белоруссию.
Причем наши партеры по Таможенному союзу даже не представляют, что контроль внешней границы может быть передан России. Ни Лукашенко, ни Назарбаев этого никогда не допустят. Хотя так было бы логично.
«Цифра совершенно необоснованна»
Замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев рекомендует России выиграть гонку за китайским ширпотребом (фото: finam.ru) |
ВЗГЛЯД: А почему тогда Институт народнохозяйственного прогнозирования подсчитал, что выгода для экономик всех трех стран от объединения составит до 400 млрд долларов?
А. С.: Эта цифра получилась очень просто. Если взять прогнозируемый темп роста ВВП России, то мы получим ту же цифру – 400 млрд долларов. Причем если бы мы получили эту цифру в будущем, то мудрые политики стали бы говорить, что такой рост был обеспечен за счет действия нового Таможенного кодекса. Другие бы стали говорить, что за счет роста промышленного производства.
На самом деле прибыли в 400 млрд долларов быть не может. Простите, ВВП Белоруссии составляет порядка 50 млрд долларов, а Казахстана – 100 млрд долларов. Это очень небольшие экономики. Откуда такой оптимизм, что из-за Таможенного союза вырастет все как на дрожжах?! Эта цифра совершенно необоснованна.
ВЗГЛЯД: И как же будет развиваться ситуация для России в дальнейшем?
А. С.: Какое-то время убытки от Таможенного союза будут расти. Причина проста – мы отдали свои границы в чужие руки. Если раньше поток китайских товаров шел через российских предпринимателей, то сейчас пойдет через Белоруссию и Казахстан.
Это сметет российский средний класс, который занимается предпринимательской деятельностью и продает китайские товары. Ведь сейчас Таможенный союз подходит к границе с Китаем, и тот, кто оседлает поток китайского ширпотреба, тот и получит выгоду от Таможенного союза.
«Убытков может и не быть»
ВЗГЛЯД: Получается так, что от Таможенного союза в плюсе могут оказаться только Белоруссия и Казахстан?
А. С.: Естественно. Так они этим и пользуются. Например, тот же Лукашенко уже вторую неделю приглашает в Таможенный союз через Белоруссию. Он хочет открыть даже промышленную зону китайских товаров. Лукашенко рекомендует китайским производителям не создавать свой бизнес в России, переманивая их в Белоруссию.
ВЗГЛЯД: Что же, Россия вообще никогда не получит никакой выгоды от Таможенного союза?
А. С.: До начала действия Единого экономического пространства о выгоде от Таможенного союза для России можно забыть. Конечно, убытков может и не быть, если будет создан российский контроль над внешними границами. Но этого не произойдет, поскольку Казахстан и Белоруссия живут за счет российского рынка. Причем Счетная палата подсчитала еще маленькие убытки.
ВЗГЛЯД: И какие же они на самом деле?
А. С.: На этот вопрос очень сложно ответить. Я пока не берусь спрогнозировать. Предполагаю, что они намного больше.