РЖД хотят сократить свои убытки от пригородных перевозок, которые в следующем году могут достигнуть 40 млрд рублей. Этого планируется достичь за счет штрафов.
Нынешние 100 рублей за безбилетный проезд компания считает «символическими» и предлагает штрафовать «зайцев» на 60–80 евро.
Кроме того, РЖД планирует увеличить стоимость проезда в электричках в 1,5 раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе на 51% – до 25 рублей за зону.
О том, что является причиной убыточности пригородных электричек, а также можно ли увеличением тарифов и штрафов решить эту проблему, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.
«Тарифы установлены ниже стоимости»
ВЗГЛЯД: РЖД хотят увеличить проезд в пригородных поездах в 1,5 раза. Обосновано ли это, с учетом того, что электричками пользуются люди с небольшим доходом?
Олег Трудов: То, что себестоимость перевозок из года в год растёт, – это факт. Причинами тому являются и рост тарифов на электроэнергию, и инфляция вообще. Другое дело, что проверить обоснованность роста стоимости проезда практически невозможно, поскольку открыто расчёты себестоимости не публикуются.
ВЗГЛЯД: В РЖД говорят о том, что в следующем году убытки от электричек составят 40 млрд рублей. Чем это объясняется?
О. Т.: Главная причина, порождающая убыточность пригородных перевозок, – установление тарифов на проезд ниже его реальной себестоимости. Тарифы устанавливают региональные власти, и делают они это с целью сделать электрички более доступными по цене для населения.
Эта разница между фактическим тарифом и себестоимостью должна компенсироваться из бюджета государства. То есть пригородный перевозчик имеет два основных источника доходов: поступления от оплаты проезда пассажирами и субсидии из бюджета.
При отсутствии безбилетников и наличии субсидий на разницу между
установленным тарифом и фактической себестоимостью убытков быть не должно.
«Пригородные поезда – социальная функция государства»
ВЗГЛЯД: А в Европе электрички так же убыточны?
О. Т.: В Европе организация работы пригородных поездов тоже считается социальной функцией государства. Для этого используется механизм госзаказа на пригородные перевозки. Правительства стран или регионов заказывают у перевозчика работу определённого количества поездов, при этом фиксируется количество вагонов в поезде и расписание движения. Под конкретный объём работы выделяется финансирование из бюджета.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов считает, что только субсидии государства могут решить проблему убыточности электричек (фото: личный архив Олега Трудова) |
Например, на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок в Германии государством тратится ежегодно порядка 6,5–7 млрд евро. Перевозчики при этом находятся под полным контролем, за невыполнение заказанных перевозок, и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. В России субсидии составляют 34 млрд рублей – то есть в семь раз меньше, чем в Германии.
ВЗГЛЯД: Сегодня размер штрафа за безбилетный проезд составляет 100 рублей. Адекватна ли эта сумма, если нет, то насколько ее нужно поднять?
О. Т.: Что касается штрафов, то важна не столько его величина, сколько неотвратимость наказания. Бессмысленно ловить «зайцев» при штрафе в 100 рублей – расходы на такой контроль окажутся выше, чем выручка от штрафов.
Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника и предотвращать неоплаченный проезд в дальнейшем.
Вполне разумно увеличить размер штрафа в несколько раз и при этом не забыть о мотивации контролирующих работников, для чего установить такую систему оплаты труда, при которой не будет стимулов брать себе «в карман».
«РЖД брать штрафы не имеет права»
ВЗГЛЯД: Какой объем безбилетников сейчас?
О. Т.: Сегодня доля безбилетников различна от региона к региону: в одних регионах их практически нет (благодаря малому числу поездов и, как следствие, наличию проводника или кассира в каждом вагоне), в других (как в Подмосковье, где поездов и пассажиров настолько много, что всех проверить невозможно) – их доля, с учётом тех, кто покупает билеты не на полное расстояние своего проезда, оценивается в 40–50%.
ВЗГЛЯД: А какая собираемость штрафов сейчас?
О. Т.: Сегодня полномочиями собирать штрафы наделён Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, так что штрафы никто не собирает. РЖД брать штрафы не имеет права вообще, поэтому и поступления от них равны нулю.
ВЗГЛЯД: Можно ли снизить количество «зайцев», установив турникеты на каждой станции?
О. Т.: Турникеты – хорошая вещь на крупных станциях. Они позволяют увеличить выручку, но при этом многие покупают билет только «через турникет» по минимальной стоимости на первую зону, а не на всё расстояние. Лучше, чем ничего, однако проблему безбилетного проезда они не решают. На платформах с низким пассажиропотоком их установка нерентабельна.
ВЗГЛЯД: Как, по-вашему, можно оптимизировать пригородные перевозки, чтобы они были не убыточными для РЖД и не разорительными для потребителей?
О. Т.: Единственный шанс в России вывести пригородные перевозки из глубокого кризиса – выделять на них госсубсидии. При этом также важно установить чёткий и справедливый механизм распределения субсидий из федерального бюджета между субъектами России. Не менее важно повысить прозрачность финансовой деятельности перевозчиков, чтобы их отчётность была всегда доступна, а публикация сведений стала обязательной.