Экономика

25 августа 2010, 20:52

Олег Трудов: Электрички - социальная функция государства

Фото: РИА "Новости"

«Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД намерение РЖД резко повысить наказание за безбилетный проезд замгендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

Как наказывать «зайцев» (безбилетных пассажиров)?




Проголосовать
РЖД хотят сократить свои убытки от пригородных перевозок, которые в следующем году могут достигнуть 40 млрд рублей. Этого планируется достичь за счет штрафов.

Нынешние 100 рублей за безбилетный проезд компания считает «символическими» и предлагает штрафовать «зайцев» на 60–80 евро.

Кроме того, РЖД планирует увеличить стоимость проезда в электричках в 1,5 раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе на 51% – до 25 рублей за зону.

О том, что является причиной убыточности пригородных электричек, а также можно ли увеличением тарифов и штрафов решить эту проблему, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

«Тарифы установлены ниже стоимости»

ВЗГЛЯД: РЖД хотят увеличить проезд в пригородных поездах в 1,5 раза. Обосновано ли это, с учетом того, что электричками пользуются люди с небольшим доходом?
Олег Трудов: То, что себестоимость перевозок из года в год растёт, – это факт. Причинами тому являются и рост тарифов на электроэнергию, и инфляция вообще. Другое дело, что проверить обоснованность роста стоимости проезда практически невозможно, поскольку открыто расчёты себестоимости не публикуются.

ВЗГЛЯД: В РЖД говорят о том, что в следующем году убытки от электричек составят 40 млрд рублей. Чем это объясняется?
О. Т.: Главная причина, порождающая убыточность пригородных перевозок, – установление тарифов на проезд ниже его реальной себестоимости. Тарифы устанавливают региональные власти, и делают они это с целью сделать электрички более доступными по цене для населения.

Эта разница между фактическим тарифом и себестоимостью должна компенсироваться из бюджета государства. То есть пригородный перевозчик имеет два основных источника доходов: поступления от оплаты проезда пассажирами и субсидии из бюджета.

При отсутствии безбилетников и наличии субсидий на разницу между
установленным тарифом и фактической себестоимостью убытков быть не должно.

«Пригородные поезда – социальная функция государства»

ВЗГЛЯД: А в Европе электрички так же убыточны?
О. Т.: В Европе организация работы пригородных поездов тоже считается социальной функцией государства. Для этого используется механизм госзаказа на пригородные перевозки. Правительства стран или регионов заказывают у перевозчика работу определённого количества поездов, при этом фиксируется количество вагонов в поезде и расписание движения. Под конкретный объём работы выделяется финансирование из бюджета.

Заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов считает, что только субсидии государства могут решить проблему убыточности электричек (фото: личный архив Олега Трудова)

Например, на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок в Германии государством тратится ежегодно порядка 6,5–7 млрд евро. Перевозчики при этом находятся под полным контролем, за невыполнение заказанных перевозок, и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. В России субсидии составляют 34 млрд рублей – то есть в семь раз меньше, чем в Германии.

ВЗГЛЯД: Сегодня размер штрафа за безбилетный проезд составляет 100 рублей. Адекватна ли эта сумма, если нет, то насколько ее нужно поднять?
О. Т.: Что касается штрафов, то важна не столько его величина, сколько неотвратимость наказания. Бессмысленно ловить «зайцев» при штрафе в 100 рублей – расходы на такой контроль окажутся выше, чем выручка от штрафов.
Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника и предотвращать неоплаченный проезд в дальнейшем.

Вполне разумно увеличить размер штрафа в несколько раз и при этом не забыть о мотивации контролирующих работников, для чего установить такую систему оплаты труда, при которой не будет стимулов брать себе «в карман».

«РЖД брать штрафы не имеет права»

ВЗГЛЯД: Какой объем безбилетников сейчас?
О. Т.: Сегодня доля безбилетников различна от региона к региону: в одних регионах их практически нет (благодаря малому числу поездов и, как следствие, наличию проводника или кассира в каждом вагоне), в других (как в Подмосковье, где поездов и пассажиров настолько много, что всех проверить невозможно) – их доля, с учётом тех, кто покупает билеты не на полное расстояние своего проезда, оценивается в 40–50%.

ВЗГЛЯД: А какая собираемость штрафов сейчас?
О. Т.: Сегодня полномочиями собирать штрафы наделён Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, так что штрафы никто не собирает. РЖД брать штрафы не имеет права вообще, поэтому и поступления от них равны нулю.

ВЗГЛЯД: Можно ли снизить количество «зайцев», установив турникеты на каждой станции?
О. Т.: Турникеты – хорошая вещь на крупных станциях. Они позволяют увеличить выручку, но при этом многие покупают билет только «через турникет» по минимальной стоимости на первую зону, а не на всё расстояние. Лучше, чем ничего, однако проблему безбилетного проезда они не решают. На платформах с низким пассажиропотоком их установка нерентабельна.

ВЗГЛЯД: Как, по-вашему, можно оптимизировать пригородные перевозки, чтобы они были не убыточными для РЖД и не разорительными для потребителей?
О. Т.: Единственный шанс в России вывести пригородные перевозки из глубокого кризиса – выделять на них госсубсидии. При этом также важно установить чёткий и справедливый механизм распределения субсидий из федерального бюджета между субъектами России. Не менее важно повысить прозрачность финансовой деятельности перевозчиков, чтобы их отчётность была всегда доступна, а публикация сведений стала обязательной.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Захарова: Исполнителей преступления в Доме профсоюзов настигнет возмездие
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Постпред Украины при ООН намекнул на возможность удара по Крымскому мосту

По Крымскому мосту может быть нанесен удар, допустил постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица.

Повстанцы захватили город на востоке ДР Конго

Повстанцы движения M23 захватили город Рубайя на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) после ожесточенных боев с правительственными войсками.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Глава МИД Латвии заявила о разрешении Киеву на удары по России

Ряд западных партнеров Украины предоставил Киеву дальнобойное оружие, разрешив применять его для ударов по России, заявила министр иностранных дел Латвии Байба Браже.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

Российские разведчики сбили тяжелый украинский БПЛА противотанковой ракетой

Расчет противотанкового ракетного комплекса «Корнет» Южной группировки войск уничтожил украинский тяжелый беспилотник, известный как «Баба-яга», сообщает Минобороны России.

В Одессе прогремели взрывы на почтовых складах

Склады почтовой службы «Новая почта» были повреждены в Одессе после взрывов, сообщила Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) страны.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?