Экономика

25 августа 2010, 20:52

Олег Трудов: Электрички - социальная функция государства

Фото: РИА "Новости"

«Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД намерение РЖД резко повысить наказание за безбилетный проезд замгендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

Как наказывать «зайцев» (безбилетных пассажиров)?




Проголосовать
РЖД хотят сократить свои убытки от пригородных перевозок, которые в следующем году могут достигнуть 40 млрд рублей. Этого планируется достичь за счет штрафов.

Нынешние 100 рублей за безбилетный проезд компания считает «символическими» и предлагает штрафовать «зайцев» на 60–80 евро.

Кроме того, РЖД планирует увеличить стоимость проезда в электричках в 1,5 раза. К примеру, повысить стоимость проезда в электричках в Московском регионе на 51% – до 25 рублей за зону.

О том, что является причиной убыточности пригородных электричек, а также можно ли увеличением тарифов и штрафов решить эту проблему, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов.

«Тарифы установлены ниже стоимости»

ВЗГЛЯД: РЖД хотят увеличить проезд в пригородных поездах в 1,5 раза. Обосновано ли это, с учетом того, что электричками пользуются люди с небольшим доходом?
Олег Трудов: То, что себестоимость перевозок из года в год растёт, – это факт. Причинами тому являются и рост тарифов на электроэнергию, и инфляция вообще. Другое дело, что проверить обоснованность роста стоимости проезда практически невозможно, поскольку открыто расчёты себестоимости не публикуются.

ВЗГЛЯД: В РЖД говорят о том, что в следующем году убытки от электричек составят 40 млрд рублей. Чем это объясняется?
О. Т.: Главная причина, порождающая убыточность пригородных перевозок, – установление тарифов на проезд ниже его реальной себестоимости. Тарифы устанавливают региональные власти, и делают они это с целью сделать электрички более доступными по цене для населения.

Эта разница между фактическим тарифом и себестоимостью должна компенсироваться из бюджета государства. То есть пригородный перевозчик имеет два основных источника доходов: поступления от оплаты проезда пассажирами и субсидии из бюджета.

При отсутствии безбилетников и наличии субсидий на разницу между
установленным тарифом и фактической себестоимостью убытков быть не должно.

«Пригородные поезда – социальная функция государства»

ВЗГЛЯД: А в Европе электрички так же убыточны?
О. Т.: В Европе организация работы пригородных поездов тоже считается социальной функцией государства. Для этого используется механизм госзаказа на пригородные перевозки. Правительства стран или регионов заказывают у перевозчика работу определённого количества поездов, при этом фиксируется количество вагонов в поезде и расписание движения. Под конкретный объём работы выделяется финансирование из бюджета.

Заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов считает, что только субсидии государства могут решить проблему убыточности электричек (фото: личный архив Олега Трудова)

Например, на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок в Германии государством тратится ежегодно порядка 6,5–7 млрд евро. Перевозчики при этом находятся под полным контролем, за невыполнение заказанных перевозок, и по количеству, и по их качеству, предусмотрены санкции. В России субсидии составляют 34 млрд рублей – то есть в семь раз меньше, чем в Германии.

ВЗГЛЯД: Сегодня размер штрафа за безбилетный проезд составляет 100 рублей. Адекватна ли эта сумма, если нет, то насколько ее нужно поднять?
О. Т.: Что касается штрафов, то важна не столько его величина, сколько неотвратимость наказания. Бессмысленно ловить «зайцев» при штрафе в 100 рублей – расходы на такой контроль окажутся выше, чем выручка от штрафов.
Штраф должен быть кратен стоимости проезда, поскольку его задача – больно бить по карману безбилетника и предотвращать неоплаченный проезд в дальнейшем.

Вполне разумно увеличить размер штрафа в несколько раз и при этом не забыть о мотивации контролирующих работников, для чего установить такую систему оплаты труда, при которой не будет стимулов брать себе «в карман».

«РЖД брать штрафы не имеет права»

ВЗГЛЯД: Какой объем безбилетников сейчас?
О. Т.: Сегодня доля безбилетников различна от региона к региону: в одних регионах их практически нет (благодаря малому числу поездов и, как следствие, наличию проводника или кассира в каждом вагоне), в других (как в Подмосковье, где поездов и пассажиров настолько много, что всех проверить невозможно) – их доля, с учётом тех, кто покупает билеты не на полное расстояние своего проезда, оценивается в 40–50%.

ВЗГЛЯД: А какая собираемость штрафов сейчас?
О. Т.: Сегодня полномочиями собирать штрафы наделён Ространснадзор, но в его штате нет ревизоров, так что штрафы никто не собирает. РЖД брать штрафы не имеет права вообще, поэтому и поступления от них равны нулю.

ВЗГЛЯД: Можно ли снизить количество «зайцев», установив турникеты на каждой станции?
О. Т.: Турникеты – хорошая вещь на крупных станциях. Они позволяют увеличить выручку, но при этом многие покупают билет только «через турникет» по минимальной стоимости на первую зону, а не на всё расстояние. Лучше, чем ничего, однако проблему безбилетного проезда они не решают. На платформах с низким пассажиропотоком их установка нерентабельна.

ВЗГЛЯД: Как, по-вашему, можно оптимизировать пригородные перевозки, чтобы они были не убыточными для РЖД и не разорительными для потребителей?
О. Т.: Единственный шанс в России вывести пригородные перевозки из глубокого кризиса – выделять на них госсубсидии. При этом также важно установить чёткий и справедливый механизм распределения субсидий из федерального бюджета между субъектами России. Не менее важно повысить прозрачность финансовой деятельности перевозчиков, чтобы их отчётность была всегда доступна, а публикация сведений стала обязательной.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?