Система регистрации цен на лекарства, ныне действующая в России, стала предметом обсуждения на недавней встрече премьер-министра Владимира Путина с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.
Премьер предложил Артемьеву «незамедлительно» провести анализ и сделать «предложения по совершенствованию системы», услышав от последнего буквально следующее: «Когда мы провели контрольные мероприятия, у нас получилось, что трейдерам и самим производителям интересней – чем дороже зарегистрируешь препарат, тем больше потом по всей цепочке получат дилеры, продавцы в магазинах и так далее».
ФАС, в частности, проверяла работу постановления правительства «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
«Получается очень нежелательная обратная связь, – поделился Артемьев. – Чем дороже ты регистрируешь лекарство – а цены часто берут просто с потолка, – тем больше у тебя шансов продать в общей сети, потому что в этом заинтересованы продавцы. Более того, из-за этого может вымываться более дешевый ассортимент».
Хотели как лучше
По сути, Росздравнадзор придумал некое основание, которое позволяет ему по своему усмотрению пускать или не пускать на рынок лекарственные препараты
Упомянутое постановление правительства принято около года назад, а вступило в силу с начала текущего года – и основной этап регистрации уже завершился.
Постановление обязывает фармпроизводителей регистрировать предельные цены на выпускаемые ими жизненно важные лекарственные средства, что, по задумке разработчиков, должно остановить рост цен на такие препараты. А препараты, предельная цена которых по каким-либо причинам не регистрируется, на рынок не допускаются.
Предполагалось, что при рассмотрении предельной цены будут учитываться все экономически обоснованные затраты, связанные с производством и реализацией лекарственного средства. Однако введение регистрации предельной цены породило новые проблемы, при этом не решив старые.
По мнению экспертов, становится все более невыгодно производить и продавать дешевые лекарства – допустимая надбавка не покрывает всех издержек, которые возникают на пути недорогих лекарств от производителя к потребителю. Отметим, что тенденция вымывания дешевого ассортимента наблюдается на протяжении последних лет. Однако, как сообщили газете ВЗГЛЯД в ФАС России, в настоящее время эта тенденция усиливается. При этом надо понимать, что именно в секторе недорогих (до 100 рублей) лекарственных препаратов наиболее высока доля отечественных лекарств.
«С самого начала было понятно, что система замотивирована на то, чтобы работать с более дорогими препаратами, потому что они более ликвидны для участников рынка», – заявил газете ВЗГЛЯД независимый эксперт Давид Мелик-Гусейнов.
В итоге дешевая продукция вымывается с рынка, так как с ней просто-напросто невыгодно работать. Так, в 2002 года доля лекарственных препаратов стоимостью менее 30 рублей в аптечном ассортименте занимала 24,1%, а в 2010 году – уже 6,5%. Доля препаратов стоимостью от 30 до 50 рублей сократилась с 19,1% до 3,9%, стоимостью от 50 до 100 рублей – с 29,6% до 9,4%.
Средневзвешенный подход
Помимо «системных» проблем в ФАС России сейчас занимаются и тем, как соблюдается порядок регистрации предельных цен.
Регистрацией занимаются Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) и Росздравнадзор. При регистрации предельных цен там руководствуются так называемой «средневзвешенной ценой на препарат за отчетный период».
При этом возникает странная ситуация: Росздравнадзор считает себя вправе отказать в регистрации предельной цены, если она превышает средневзвешенную, – даже если цены на аналогичные препараты у других производителей значительно выше.
Например, компании ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» было отказано в регистрации цены на «Левомицетин», хотя заявленная компанией цена (7,73 рубля) была самой низкой из зарегистрированных цен на данный препарат, а уже зарегистрированные цены отдельных производителей превышали заявленную компанией в два раза (например, ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод» – 14,96 рубля), то есть самый дешевый «Левомицетин» не допущен в обращение, а ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» было вынуждено прекратить его производство.
Постановление правительства выглядит вполне логично, а вот методика Минздрава, которую применяет Росздравнадзор, несколько от постановления отличается, отмечает в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД заместитель гендиректора по маркетингу и продажам ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» Галина Емелева.
«Росздравнадзор принимает за цену регистрации среднюю цену реализации готового лекарственного препарата, сложившуюся во втором полугодии 2009 года, – пояснила Емелева. – В нашем случае получилось так, что зарегистрированной субстанции на производство таблеток «Кальция глюконат» в России поставщики не предлагали более года. Мы его не продавали около 1,5 лет, для привлечения покупателей в итоге пришлось вновь выйти на рынок во второй половине декабря с весьма небольшой партией по цене ниже реальной себестоимости препарата».
По ее словам, не приняты во внимание ни поднявшиеся за это время цены на энергоносители, ни удорожание перевозок, ни повышение заработной платы, ни изменение курсов валют.
«На деле нам регистрируют лишь сложившуюся цену продажи препаратов в 2009 году. Итог двух заседаний согласительной комиссии Минздравсоцразвития – отказ в регистрации реально сложившейся цены производства (себестоимости), которая значительно ниже среднего уровня зарегистрированных цен российских заводов на этот препарат», – говорит Емелева.
Кстати, по данным газеты ВЗГЛЯД, согласительная комиссия Минздрава не изменила практически ни одного решения Росздравнадзора об отказе в регистрации предельной цены – чтобы не создавать неприятного для ведомства прецедента.
Гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев привел еще один пример: ОАО «Дальхимфарм» было вынуждено прекратить производство атропина, так как зарегистрированная по действующей методике цена оказалась не только ниже рентабельной, но и ниже себестоимости.
«Совершенный нонсенс сложился с поправочным коэффициентом. Инфляционный коэффициент устанавливается для компаний в начале года, и компания должна держать данную цену в течение всего года. А уровень инфляции определяется в конце», – не скрывает своего возмущения Дмитриев.
Виноват производитель
Назрела «оперативная реформа» методики Росздравнадзора: в некоторых субъектах нужно в срочном порядке пересмотреть наценки
Отметим, что сам параметр, на который ориентируется Росздравнадзор при отказе в регистрации (превышение «средневзвешенной цены»), ни в одном нормативном акте как законное основание для отказа в регистрации предельной цены не фигурирует. То есть, по сути, Росздравнадзор придумал некое основание, которое позволяет ему по своему усмотрению пускать или не пускать на рынок лекарственные препараты.
Вместе с тем некоторые решения Росздравнадзора не очень укладываются в «средневзвешенную логику»: некоторые зарегистрированные предельные цены в несколько раз превышают средние по рынку.
«Самая низкая и самая высокая зарегистрированная цена в границах одного и того же лекарственного средства иногда может различаться в разы и даже в десятки раз, – рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. – Например, внутри МНН (международное непатентованное наименование – ред.) «Ондансетрон» зафиксировано отклонение цен в 63,44 раза, а внутри отечественных препаратов – в 9,7 раза – внутри МНН «Флуконазол», «Лоратадин».
В Росздравнадзоре не смогли объяснить, как «средневзвешенная цена» может быть основанием для отказа в регистрации.
Зато рассказали, почему некоторые зарегистрированные предельные цены в разы превосходят существующие. По мнению Росздравнадзора, цена на лекарственные средства, не находившиеся в обращении на территории РФ в 2009 году и по которой нельзя рассчитать средневзвешенную цену, должна определяться производителем на основе экономического обоснования. А значит, в том, что зарегистрированные предельные цены в несколько раз превышают средневзвешенные, виноваты непосредственно фармкомпании.
«В результате проверок выявлено, что ряд производителей представили на регистрацию недостоверные завышенные данные», – отметили в Росздравнадзоре. Правда, по замыслу разработчиков методики проверять достоверность данных Росздравнадзор и ФСТ России должны были как раз перед тем, как регистрировать предельную цену.
Получить комментарий в Минздравсоцразвития не удалось: директор департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Диана Михайлова отказалась обсуждать эту тему с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Нужна реформа
«То, что Росздравнадзор может отказать в регистрации предельной цены на основании средневзвешенной, несправедливо», – комментирует Виктор Дмитриев. «Мы сами понимаем всю социальную ответственность фармбизнеса, и рынок сам может отрегулировать цены в атмосфере здоровой конкуренции», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Ассоциация российских фармпроизводителей готовит свои предложения по изменению методики. «В ближайшее время направим их в профильные госорганы», – обещает Дмитриев.
По мнению Давида Мелик-Гусейнова, выход из ситуации – в регулировании конечной цены. «Думаю, мы все-таки придем к тому, что конечную цену будут регулировать. Но это произойдет тогда, когда отрасль перейдет к страховой системе лекарственного обеспечения. Остро встанет вопрос о фиксированной цене возмещения, то есть за что будет платить уже страховая компания», – пояснил Мелик-Гусейнов.
Сейчас же, по его словам, назрела «оперативная реформа» методики Росздравнадзора: в некоторых субъектах нужно в срочном порядке пересмотреть наценки. Например, сейчас оптовые операторы отказываются работать с Белгородской областью, где наценка на лекарственные препараты составляет всего 5%. «Учитывая валютные риски, учитывая огромную территорию России, аномальную жару – это значит работать себе в убыток», – подчеркнул Мелик-Гусейнов.