В воскресенье вступил в силу запрет на экспорт зерна. Россия прекратила поставлять эту продукцию в другие страны.
Жара, засуха и неурожай – это лишь повод для ажиотажного роста цен
По мнению первого вице-премьера Виктора Зубкова, эмбарго на экспорт зерна было действительно вынужденной мерой. При этом, как считает чиновник, в дальнейшем у России есть все основания «для сохранения в долгосрочной перспективе лидирующих позиций на международном рынке зерна».
«С юридической точки зрения решение правительства является результатом форс-мажорных обстоятельств, что позволяет нашим экспортерам избежать негативных последствий для своего бизнеса», – рассказал Зубков в интервью «Российской газете», опубликованном в понедельник.
По его словам, импортеры зерна за рубежом с пониманием отнеслись к решению руководства страны. На сегодняшний день, как сообщил первый вице-спикер, «экспертиза ущерба проведена в 23 регионах», а сумма составила порядка 30 млрд рублей.
Последствием рекордной жары и засухи в России стали не только миллиардные убытки сельхозпроизводителей, но и резкий рост цен на продовольствие. Вслед за подорожанием зерна двинулись вверх цены на муку, а за ними и на хлеб.
Так, по данным департамента потребительского рынка и услуг Москвы, с конца июля хлеб в столичных магазинах подорожал уже на 10–15%.
Стоит напомнить, что в июле этого года власти определили перечень отдельных видов социально значимых продуктов первой необходимости. В отношении последних могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. «В нем более 20 наименований, в том числе хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, хлеб ржаной, мука, – отметил Зубков. – Но я уверен, что использовать этот механизм нам не придется».
Режим регулирования цен вступает в действие, когда продукты дорожают более чем на 30% в течение 30 дней подряд на территории одного региона.
«Никаких оснований для такого роста нет», – подчеркнул первый вице-премьер. По его мнению, рост цен на хлеб, муку и зерно объясняется «спекулятивными настроениями некоторых безответственных участников рынка».
За ситуацией наблюдают Росстат и Федеральная антимонопольная служба. Более того, по поручению президента Дмитрия Медведева к расследованию случаев ажиотажного роста цен подключится и Генеральная прокуратура, отметил Зубков.
«Жара, засуха и неурожай – это лишь повод для ажиотажного роста цен, но экономических оснований для него в долгосрочной перспективе мы не видим», – пояснил чиновник.
Если же спекулянты не успокоятся, власти начнут продажу зерна из интервенционного фонда.
«Если на рынке будут присутствовать спекулятивные тенденции, производители будут держать зерно, мы включим этот механизм (реализация фонда) в любое время», – заявил Зубков. Сам фонд, по его словам, будет реализовываться без биржевых торгов. Такое решение было принято председателем правительства после консультаций с главами регионов.
Торги были бы более выгодны государству, однако «в условиях небывалой жары перед нами стояла другая задача – помочь тем сельхозпроизводителям, которые в этом нуждаются», пояснил первый вице-премьер.
Реализация зерна может начаться после завершения уборки урожая. Точные сроки будут определены после дополнительных консультаций с руководством регионов.
Зубков также сообщил, что до конца августа регионам, где полностью погибли посевы, Минфин выделит 20 млрд рублей бюджетных кредитов и 5 млрд рублей в форме дотаций. По итогам уборки урожая и оценки ущерба в регионы будут направлены еще 15 млрд рублей.