В скором времени российские сотовые абоненты смогут оплачивать со своего счета налоги и штрафы за нарушение правил дорожного движения, пишет в пятницу газета «Коммерсантъ».
Благодаря этой инициативе в распоряжении операторов окажется многомиллионный рынок новых платежей
Как сообщил изданию директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ Константин Носков, правительство уже предложило компании «Вымпелком» рассмотреть возможность перечисления через мобильный телефон платежей в адрес Федерального казначейства. Аналогичные предложения будут сделаны также МТС и «Мегафону».
Благодаря этой инициативе в распоряжении операторов окажется многомиллионный рынок новых платежей. Так, по данным Федеральной налоговой службы, сборы только налога на доходы физических лиц за 2009 год составили 1,66 трлн рублей. Штрафы ГИБДД оцениваются в 13,5 млрд рублей в год. Средний размер транзакции при оплате штрафов ГИБДД – 220–250 рублей.
При этом, как отмечает Носков, правительство планирует запустить «мобильный» прием платежей не только в адрес Федерального казначейства. Не исключено, что в ближайшем будущем сотовым операторам предложат принимать и муниципальные платежи, а именно за парковку, предоставление информации о движении автобусов и другие.
При этом комиссия за перечисление налоговых платежей не может взиматься – это запрещено федеральным законодательством. Однако средний остаток на сотовых счетах может вырасти, если абоненты будут планировать налоговые платежи. На уплате штрафов ПДД сотовые операторы смогут выручить около 0,405 млрд рублей при среднерыночной комиссии 2–3%.
Проект запускается к концу года в пилотном виде в четырех регионах: Татарии, Башкирии, Астраханской и Владимирской областях.
Участники рынка считают это предложение интересным. Так, пресс-секретарь Вымпелкома Анна Айбашева подтвердила, что компания «сейчас рассматривает возможный формат участия.
«У нас большой опыт в мобильной коммерции (услугах по оплате товаров и услуг с сотового счета), ею пользуются около 1,5 млн наших абонентов не реже одного раза в квартал», – говорит она. Ежемесячный прирост новых пользователей мобильной коммерции, по данным компании, составляет 20%.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая также отмечает, что компания очень заинтересована в предоставлении такого сервиса, так как он позитивно сказывается на лояльности абонентов.
Пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова так же считает тему мобильных денежных переводов интересной и перспективной.
«Сервис по оплате штрафов с помощью телефона будет востребован у абонентов. Мы заинтересованы в развитии сервиса «мобильные платежи», сейчас наши абоненты уже имеют возможность оплачивать коммунальные услуги, услуги интернет провайдеров, услуги связи и многие другие», - сказала она газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, в настоящее время компания сотрудничает с несколькими компаниями-агрегаторами услуг мобильной коммерции. «Если они смогут организовать подобный сервис, мы обязательно присоединимся к нему», - добавила Иванова.
Также она напомнила, что у Мегафона уже есть опыт успешного сотрудничества с ГИБДД: на основе специальной сети передачи данных (ССПП) Мегафона, защищенной от несанкционированного проникновения и гарантирующей высокую скорость обмена информацией, работает автоматизированное рабочее место инспектора ГИБДД.
«С его помощью сотрудник дорожной инспекции может проверять данные водителей и автомобилей, фиксировать нарушения правил дорожного движения, оформлять и распечатывать протоколы. При этом нарушитель получает возможность тут же оплатить штраф с помощью мобильного платежного терминала и получить соответствующую квитанцию», - рассказала она.
Стоит отметить, что сейчас с помощью мобильного телефона можно заплатить за услуги ЖКХ, Интернет, телефонию, телевидение и различные дополнительные сервисы (например, доставка цветов, сигнализация и др.) Для этого нужно авторизоваться, выбрать услугу на сайте оператора, подтвердить платеж sms-сообщением в ответ на запрос.
Кроме того, многие услуги и штрафы ГИБДД сейчас можно оплатить через терминалы моментальных платежей. Средняя комиссия при этом составляет 2–3%.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2009 году рынок моментальных платежей вырос на 21% – до 649 млрд рублей вместо прогнозировавшихся 632 млрд рублей. Средний платеж – 110 рублей. И хотя при этом «несотовые» платежи росли быстрее сотовых, последние на данном рынке занимают 81%.