«Цели ставились политические»
- В среду министр топлива и энергетики страны Юрий Бойко заявил, что Нафтогаз не намерен возвращать RosUkrEnergo AG 11 млрд кубометров газа...
- Эта история тянется с 19 января 2009 года, когда было подписано соглашение о поставках и транзите газа между Нафтогазом и Газпромом. Мы знаем, что Украина получила невыгодные условия по этому контракту. Нафтогаз пошел на это, поскольку была договоренность с Газпромом по переуступке прав требований долга с Газпрома к Нафтогазу. Как считалось, RosUkrEnergo финансировала политического конкурента бывшего премьер-министра. Соответственно, цели ставились политические.
Решение Стокгольмского суда может вступить в силу на территории Украины только в том случае, если оно будет подтверждено в Верховном суде самой Украины
Однако эта операция была проведена юридически некорректно, в результате компанией было изъято 11 млрд кубометров газа. Но за то, что Украина получила право изъять этот газ, она засчитала авансовый платеж на сумму 1,7 млрд долларов Газпрома за услуги по транзиту.
- Немного запутанная схема, не находите?
- На самом деле там много юридических запутанных нюансов. Мы видим, что RosUkrEnergo, вернее Centragas Holding AG, которая является совладельцем RosUkrEnergo, предъявила иск в Стокгольмский суд. Затем она предъявила еще три иска к Нафтогазу, который, в свою очередь, предъявил также четыре встречных иска к RosUkrEnergo.
В ноябре прошлого года все было объединено в единое дело. Вчера стало известно, что Стокгольмский арбитражный суд обязал Нафтогаз вернуть 11 млрд кубометров газа, плюс штраф в размере 1,1 млрд кубометра.
«Решение не окончательно»
- Окончательно ли решение Стокгольмского суда?
- Решение Стокгольмского суда не может быть окончательным, поскольку мы знаем только часть этого решения, только то, что касается интересов RosUkrEnergo. Но там было в общей сложности восемь дел, соответственно, решений по остальным семи делам мы не знаем. Кроме того, RosUkrEnergo - заинтересованное лицо, она может осветить не всю информацию. Поэтому судебный процесс будет развиваться дальше.
Кроме того, решение Стокгольмского суда может вступить в силу на территории Украины только в том случае, если оно будет подтверждено в Верховном суде самой Украины.
- Есть ли вероятность того, что оно не будет подтверждено?
- Вероятность, безусловно, существует. Правда, сложно сказать, какая. Поэтому Нафтогаз и не торопится расставаться с 11 млрд кубометров газа, поскольку это нанесет большой удар по его и без того неустойчивому финансовому положению. Пока претензии окончательно не выяснены, само министерство топлива и энергетики довольно осторожно относится к решению Стокгольмского суда.
- А может ли Нафтогаз опротестовать решение Стокгольмского суда?
Ведущий эксперт энергетических программ «Центра Разумкова» Владимир Омельченко считает, что Нафтогаз не будет торопиться с возвратом газа (фото: razumkov.org.ua) |
- Компания может подать апелляцию. Но в этом случае решение вопроса еще больше затянется. Полагаю, стороны все же придут к какому-то компромиссу.
- Как я поняла из нашего разговора, претензии RosUkrEnergo к Нафтогазу полностью не озвучены. Соответственно, напрашивается вопрос, могут претензии быть еще больше?
- Всего восемь дел: четыре относятся к претензиям RosUkrEnergo к Нафтогазу, еще четыре - Нафтогаза к RosUkrEnergo. Вполне возможно, что четыре встречных иска Нафтогаза к RosUkrEnergo компенсируют претензии последней.
«Трудно повлиять на решение суда»
- Есть ли у Украины газовые ресурсы, чтобы в ближайшее время расплатиться с RosUkrEnergo?
- У Украины нет ресурсов для того, чтобы расплатиться с RosUkrEnergo, существенно не затронув экономику страны в целом. Но может быть вариант, при котором газ будет передан RosUkrEnergo, которая затем продаст этот газ потребителям в Украине. Если газ не выйдет за пределы страны, тогда не будет нанесен ущерб газовому балансу, однако будет нанесен финансовый ущерб Нафтогазу.
Я считаю, что наиболее вероятным вариантом будет другой. Вполне возможно, что 8-9 млрд кубометров газа будет продано на внутреннем рынке Украины, а 3-4 млрд кубометров газа будет реэкспортировано в Европу. Это лично моя гипотеза.
- А Россия может помочь в этой ситуации, ведь сейчас наблюдается потепление отношение между Киевом и Москвой?
- Во всяком случае, Москва могла бы помочь в разрешении этого конфликта, поскольку Газпром является акционером RosUkrEnergo. Соответственно, если бы Газпром сказал свое слово в Стокгольмском суде или принял участие в этом процессе, то, естественно, это бы повлияло на ситуацию. Однако Газпром устранился от всей процедуры, поэтому теперь трудно повлиять на решение суда.
«Добрые дяди не помогут»
- Может быть, Газпром предоставит газ по льготным ценам?
- Льготные цены на газ для Украины - это миф. Украина платит по таким же ценам, как и Европа, только за минусом транзита. Не думаю, что какие-то «добрые дяди» из Газпрома будут помогать другим «хорошим дядям» в Нафтогазе.
- С другой стороны, если финансовое положение Украины сейчас не столь стабильно, есть вероятность, что руководство обратится к МВФ за кредитом?
- Невозможно, поскольку кредит МВФ не выдается под проблемы хозяйствующих субъектов, а также под дефицит бюджета не выдается. Они выдаются только на пополнение валютных резервов страны.