«Поступления в бюджет сократились на 11%»
– Михаил Вячеславович, в чем же все-таки заключается главный аргумент экспертного совета Госдумы против инициативы Минфина, касающейся резкого повышения акцизных ставок на алкоголь с 2011 года?
За три года налоговые поступления в бюджет сократились на 11%, и это притом что акцизы на алкоголь выросли на 18%!
– Прежде всего, мы считаем, что резкий рост акцизов на крепкий алкоголь не приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты, как утверждают в Минфине. Напротив, можно говорить об обратной зависимости, когда низкие акцизные ставки позволяют добиться роста налоговых сборов.
Если в 2007 году при ставке акциза в 162 рубля на один литр безводного этилового спирта в бюджет поступило 66,4 млрд рублей, то уже в 2008 году, когда ставка подросла до 173 рублей, сборы упали до 65,4 млрд рублей. А в 2009 году падение оказалось еще более существенным – до 59 млрд рублей при ставке в 191 рубль.
Таким образом, за три года налоговые поступления в бюджет сократились на 11%, и это притом что акцизы на алкоголь выросли на 18%!
«В России 2 млн хронических алкоголиков»
– А как быть с армией хронических алкоголиков, которая, как утверждают в Минсоцздравразвитии, преумножает свои ряды именно благодаря низким акцизам на «беленькую»?
– На этот счет мы располагаем официальными данными Росстата, а они убедительно доказывают, что рост акцизов на крепкий алкоголь не ведет к сокращению армии хронических алкоголиков.
Председатель экспертного совета Комитета Госдумы России Михаил Блинов (фото: rusalco.com) |
За последние пять лет акцизы на алкоголь выросли более чем на 80%. Исходя из такой логики, вылечиться от алкоголизма в нашей стране должны были уже все крепкопьющие. Но этого не произошло! Как было в 2004 году в России 2 млн хронических алкоголиков, так и осталось. Если выражаться языком статистики, ситуация изменилась в лучшую сторону в пределах лишь нескольких процентов.
– С какими последствиями может столкнуться сама алкогольная отрасль в результате резкого роста акцизов на крепкие напитки?
– В первую очередь, это резкая активизация нелегального сектора алкогольного рынка. Судите сами, только с 2004 года постоянная индексация акцизов привела к тому, что количество ликероводочных заводов сократилось с 420 до 300 к 2009 году, а спиртзаводов – со 173 до 126.
При этом рост акцизов не ведет к отказу от производства алкогольной продукции. На деле мы получаем замещение легального производства на «теневое», а также, как это ни печально, настойки боярышника в аптеках по цене в 20 рублей!
«Рынок может сократиться на 30%»
– Высказываясь за сохранение ежегодной индексации ставок на 10%, вы, тем не менее, утверждаете, что и при нынешней системе алкогольный рынок сталкивается с огромными проблемами при уплате акцизов...
-- Дело в том, что ранее Минфин сократил срок уплаты акцизов до 25 дней. Вдобавок к этому вступила в силу норма закона о торговле, по которой срок расчета поставщиков за алкогольную продукцию увеличивается до 45 дней, да и то если водка пошла напрямую в торговую сеть.
Но акцизы – это 50% оборотных средств алкогольных компаний. В итоге у них возникает мотивация выпускать неучтенный алкоголь.
С этой точки зрения, Минфин делает все, чтобы убить легальный алкогольный рынок. Ведь при таком раскладе предприятия просто вынуждены обращаться за помощью к банкам, подсаживаясь на «кредитную иглу».
– Так сколько же предприятий могут исчезнуть с алкогольного рынка, если инициатива Минфина заручится поддержкой в правительстве?
– Я согласен с экспертами, которые говорят о грядущем сокращении алкогольного рынка на 30%. При этом в данном случае надо хорошо понимать, что акцизы – это в первую очередь доходы региональных бюджетов. Так что реализация инициативы Минфина уже в следующем году может привести к их дефициту.
С этой точки зрения я бы уже сейчас не советовал регионам закладывать в свои будущие бюджеты некие цифры, касающиеся акцизных сборов на алкоголь. Ведь в итоге эти цифры могут оказаться пустым воздухом, и, насколько я понимаю, аналогичной позиции также придерживаются в Счетной палате.