Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) нарушившей часть 1 статьи 15 закона о защите конкуренции, сообщает пресс-служба ФАС.
Подобная практика принятия решения по обращениям участников рынка носит не единичный, а системный характер
Поводом для возбуждения дела послужило обращение ООО «Винограф» в ФАС с просьбой проверки законности действий Росалкогольрегулирования в отношении компании. Дело в том, что ведомство затребовало дополнительные документы, необходимые для получения лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
Росалкогольрегулирование усомнилось в качестве проверки помещений компании на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, а также требованиям противопожарной безопасности. Ведомство посчитало возможным дополнительно исследовать выводы надзорных органов. Однако такими полномочиями Росалкогольрегулирование не обладает, считают антимонопольщики.
«Со слов представителя ведомства, можно сделать вывод о том, что любые государственные органы имеют право ставить под сомнение подлинность и происхождение официальных заключений ввиду распространенной практики их получения «обходными путями», а затем, основываясь на этом, принимать решения по обращениям заявителей», говорится в сообщении ФАС.
Кроме того, в сообщении говорится, что «подобная практика принятия решения по обращениям участников рынка носит не единичный, а системный характер, и основана на полномочиях ведомства ограничивать рынок оборота алкогольной продукции».
Комиссия ФАС пришла к выводу, что действия Росалкогольрегулирования ущемляли законные интересы ООО «Винограф», «препятствуя его выходу на соответствующий рынок путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам».
ФАС обязал Росалкогольрегулирование устранить последствия нарушения и недопущения ограничения конкуренции. Также рассматривается вопрос о возбуждении административного дела.
По мнению ФАС, «вольное толкование законов порождает субъективизм при принятии решений органами власти, как следствие, является почвой для появления коррупции. Подобные действия органов власти препятствуют созданию четких, понятных и единых для всех участников рынка правил».
«Росалкогольрегулирование систематически затягивает выдачу лицензий компаниям. Это связано, прежде всего, с желанием ведомства сократить количество операторов алкогольного рынка. Сейчас в России 170 производителей водки, а несколько лет назад их было 250. Тенденция к сокращению продолжается. Думаю, что в течение двух лет их количество уменьшится еще на 30%», − комментирует газете ВЗГЛЯД руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Росалкогольрегулирование делает это с целью упростить себе работу, считает эксперт. «Чем меньше компаний работает, тем проще их контролировать. Рынок консолидирован. Вот, например, 90% пивного рынка контролируют всего лишь пять иностранных компаний. Росалкогольрегулирование хочет сделать то же самое и на рынке крепкого алкоголя», − продолжает Вадим Дробиз.
Не совсем согласен с такой точкой зрения председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Он считает, что обвинение ФАС в нарушении Росалкогольрегулированием закона о конкуренции выглядит спорно, поскольку количество игроков алкогольного рынка исчисляется тысячами.
«Да, действительно, лицензии на производство не раздаются направо и налево. И это правильно. Ведь все знают, что доля нелегального рынка составляет, по разным оценкам, от 30 до 50%. Поэтому необходимо жестко контролировать рынок», − отметил он.