«Хорошая идея»
В среду на заседании Союза транспортников России вице-премьер Сергей Иванов поддержал идею о введении программы утилизации старых грузовых автомобилей по аналогии с такой же программой, действующей сейчас в отношении легковушек.
Сама идея распространить практику замены автохлама на автомобили с современными экологичными двигателями – это хорошая идея. Я ее поддерживаю
«Сама идея распространить практику замены автохлама на автомобили с современными экологичными двигателями − это хорошая идея. Я ее поддерживаю. И как мы легковой хлам утилизируем, так же надо и грузовой автохлам утилизировать», − цитирует Иванова «Интерфакс».
С соответствующей идеей на съезде выступил президент Ассоциации международных автоперевозчиков Евгений Москвичев, который предложил утилизировать грузовые автомобили старше 15−20 лет с компенсацией их владельцам 100−150 тыс. рублей. По его словам, из 1 млн грузовых автомобилей сейчас более 50% в возрасте более 15 лет. А предлагаемая программа позволит ежегодно обновлять автопарк грузового транспорта на 10%. По данным агентства «Автостат», парк грузовых автомобилей старше 1998 года выпуска составляет сейчас 76%.
Москвичев пояснил, что соответствующее предложение уже направлено в Госдуму, а в ближайшее время будут проведены консультации с представителями Минпромторга.
Успешная программа
Намерение Сергея Иванова и Евгения Москвичева запустить программу ликвидации грузового автохлама понятно: действующую программу утилизации устаревших легковушек уже сейчас можно назвать успешной. В самом деле, по данным АвтоВАЗа, на данный момент объем заявок в рамках программы утилизации превысил 80 тыс. автомобилей. Таким образом, в течение 3–4 месяцев все лимиты по программе (200 тыс. машин) будут выбраны, в то время как сама она формально рассчитана до ноября.
Напомним, соответствующий эксперимент начался 8 марта на территории 49 российских регионов с наибольшей концентрацией автопарка. В рамках программы каждый россиянин, сдав в утиль машину старше десяти лет, сможет получить в автосалонах скидку в 50 тыс. рублей для приобретения новой машины отечественного производства.
На программу, призванную поддержать отечественный автопром, федеральное правительство выделило около 11 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей – на субсидии при покупке новых автомобилей и 1 млрд рублей – на их транспортировку. По данным Минпромторга, участвовать в программе решились более 1,5 тыс. дилеров из 74 регионов страны и 153 организации, занимающиеся утилизацией в 49 регионах.
Нужно время
Отраслевые эксперты называют намерение властей запустить программу утилизации старых грузовых автомобилей правильным шагом. «Конечно, было бы неплохо запустить еще и программу с грузовым автохламом. Ведь в России, особенно в регионах, грузовики используются довольно-таки интенсивно», − комментирует аналитик ФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Другое дело, что, по мнению замглавы агентства «Автостат» Сергея Удалова, спешить с «грузовой» программой не надо − в первую очередь нужно окончательно разобраться с утилизацией легковушек. «Я считаю, что должно пройти какое-то время, чтобы понять, что происходит с действующей программой», − отмечает эксперт.
Кроме того, при подготовке «грузовой» программы наверняка возникнут трудности. Так, по словам Удалова, с большой вероятностью появятся проблемы в разнице между видами грузовиков. «Тягачи это будут, самосвалы, спецтехника… Нужно определиться, что же мы хотим обновить», − замечает эксперт.
Еще одну проблему называет Андрей Рожков. «Владельцами грузовиков являются главным образом не физические, а юридические лица (компании, предприятия, как государственные, так и частные), − говорит эксперт. − Как правило, эти компании заранее планируют то, какой объем грузовиков они будут покупать, и вписывают это в свои инвестиционные программы. Именно поэтому, я допускаю, новая программа может не сработать в полной мере».
Поддержка не помешает
Надо признаться, что российским производителям грузового транспорта господдержка в виде новой программы явно не помешает. Так, производство грузовиков в России по итогам 2009 года упало на 64,6%, до 91,42 тыс. штук (легковых − на 59,4%). При этом емкость внутреннего рынка грузовых автомобилей снизилась на 72%, до 102 тыс. штук.
А вот импортеры грузовиков от начала действия новой «утилизационной» программы пострадают больше всех. Ввоз в нашу страну соответствующих машин и так, как сообщает ИА «Финмаркет», обрушился в 2009 году на 85,4%. В структуре же импорта новых грузовиков в Россию наибольшая доля у Таиланда (15,24%), Германии (7,56%), Белоруссии (6,51%) и Южной Кореи (4,87%). Подержанные грузовики импортируют в основном из Германии и Японии.